Онлайн-взаимодействие муниципальных властей с населением (кейс опросов во “ВКонтакте” на примере СЗФО РФ)
Прокопьев Е. А.,
Кандидат экономических наук, Институт экономики КарНЦ РАН, Петрозаводск, Россия, e_prokopiev@mail.ru
elibrary_id: 624085 | ORCID: 0000-0002-3350-3726 | RESEARCHER_ID: J-4683-2018
Курило А. Е.,
Доктор экономических наук, Институт экономики КарНЦ РАН, Петрозаводск, Россия, akurilo@mail.ru
elibrary_id: 110520 | ORCID: 0000-0002-7222-7832 | RESEARCHER_ID: S-7213-2019
Шлапеко Е. А.,
Кандидат политических наук, Институт экономики КарНЦ РАН, Петрозаводск, Россия, shlapeko_kate@mail.ru
elibrary_id: 722398 | ORCID: 0000-0003-3518-4543 | RESEARCHER_ID: L-8234-2017
Губина О. В.,
Кандидат экономических наук, Институт экономики КарНЦ РАН, Петрозаводск, Россия; Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики им. академика Н.П. Лаверова УрО РАН, Архангельск, Россия, welcomeforyou@yandex.ru
elibrary_id: 168084 | ORCID: 0000-0002-3678-3911 | RESEARCHER_ID: W-2104-2017
Дата поступления статьи: 2024.05.06. Принята к печати: 2024.12.28

DOI: 10.17976/jpps/2025.03.10
EDN: RXQMHW
Прокопьев Е. А., Курило А. Е., Шлапеко Е. А., Губина О. В. Онлайн-взаимодействие муниципальных властей с населением (кейс опросов во “ВКонтакте” на примере СЗФО РФ). – Полис. Политические исследования. 2025. № 3. С. 144-161. https://doi.org/10.17976/jpps/2025.03.10. EDN: RXQMHW
Статья подготовлена за счет гранта Российского научного фонда, проект № 23-28-00685 “Цифровой разрыв и местные администрации: взгляд через социальные медиа” https://www.rscf.ru/project/23-28-00685/.
Рассматриваются региональные особенности организации опросов населения в госпабликах муниципальных образований Северо-Западного федерального округа в социальной сети “ВКонтакте”. Исследование состояло из нескольких этапов: 1) формирование базы данных госпабликов муниципальных образований во “ВКонтакте”; 2) автоматизированный сбор опросов; 3) классификация опросов по содержанию и по времени; 4) определение межрегиональных различий и сходств. Выявлены следующие сферы, которых касаются опросы: социальная, экономическая, политическая и развлекательная. За исследуемый период с 2011 по 2023 г. в рассматриваемых регионах наблюдается положительная динамика числа опросов. В госпабликах районов и округов преобладает развлекательная сфера, а в поселениях — социальная. Анализ данных показал, что проведение опросов в госпабликах поселений по сравнению с госпабликами районов и округов в большей степени нацелено на решение конкретных проблем территорий. При этом на уровне поселений превалируют вопросы о будущем, что объясняется, например, появлением и развитием практик инициативного бюджетирования. На примере опросов по тематике маркетинга региона показано, что опрос – не только удобный способ коммуникации с населением при выборе бренда, но и возможность узнать мнение жителей и получить одобрение на изменения. Опросы в госпабликах могут рассматриваться как инструмент краудсорсинга, который способствует повышению общественного участия в жизни муниципального образования.
Список литературы
Василенко Л.А., Зотов В.В., Захарова С.А. 2020. Использование потенциала социальных медиа в становлении участвующего управления. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 20. № 4. С. 864-876. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-4-864-876. EDN:KSCPYC.
Визгалов Д.В. 2011. Брендинг города. М.: Фонд “Институт экономики города”. EDN: QONFRJ.
Колесник Н.В., Корниенко А.В., Хосуева С.Д. 2022. Политическая социализация, социальные сети и коммуникации: основные направления исследования. Петербургская социология сегодня. № 18. С. 86-100. https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-18.1j02-j832. EDN: YUBQYQ.
Лекторова Ю.Ю., Прудников А.Ю., Плешкова А.В. 2022. Правит ель ственный краудсорсинг как технология развития территории и имиджевый ресурс власти. Ars Administrandi. Т. 14. № 4. С. 624-645. https://doi.org/10.17072/2218-9173-2022-4-624-645. EDN: PCXXWA.
Михайлова А.А. 2022. Межмуниципальные различия в цифровой восприимчивости населения. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 4. С. 222-246. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.4.2006. EDN:NREKQP.
Никитенкова М.А. 2019. Американский подход совершенствования практик государственного управления: краудсорсинг как платформа для перехода публичной политики в интернет-пространство. Евразийское научное объединение. № 12-3. С. 250-253. EDN: ZIIHMX.
Соколов А.В., Исаева Е.А. 2022. Трансформация взаимодействия власти и общества под влиянием цифровизации: пример Ярославской области. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. Т. 24. № 4. С. 686-710. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-4-686-710. EDN:TWZBZP.
Харитонова О.В., Бугаева Т.Н. 2020. Краудсорсинг в государственном и муниципальном управлении: сущность и перспективы использования. Вестник Евразийской науки. Т. 12. № 2. https://esj.today/PDF/91ECVN220.pdf. EDN: NSMPUT.
Филатова О.Г. 2020. Главы российских регионов в социальных сетях: аудит публичных коммуникаций. PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. № 23. С. 6-16. EDN: FTADBA.
Фокин И.А. 2021. Краундсорсинг как инструмент вовлечения и участия граждан в публичной политике: опыт регионов России (2015-2021 гг.). Бизнес. Общество. Власть. № 2. С. 85-119. EDN: ALAEYC.
Щекотин Е.В., Мягков М.Г., Гойко В.Л., Кашпур В.В., Коварж Г.Ю. 2020. Субъективная оценка (не)благополучия населения регионов РФ на основе данных социальных сетей. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1. С. 78-116. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.05. EDN:KBHTEY.
Bozkanat, E. (2020). Municipal engagement on Facebook*7 in Turkey. İlef Dergisi, 7(2), 247-268. https://doi.org/10.24955/ilef.822773
DePaula, N., & Dincelli, E. (2018). Information strategies and affective reactions: how citizens interact with government social media content. First Monday, 23(4). https://doi.org/10.5210/fm.v23i4.8414
Dias, G.P. (2022). Local governments on Facebook*: what content encourages citizen participation and what type of municipalities post it the most? In 15th International Conference on Theory and Practice of Electronic Governance (ICEGOV 2022), October 04-07, 2022, Guimarães, Portugal. ACM, New York (pp. 242-250). https://doi.org/10.1145/3560107.3560147
Florek, M. (2011). Online city branding. In K. Dinnie (Ed.), City Branding. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/9780230294790_10
Gökalp, B., Karkın, N., & Calhan, H. S. (2023). The political use of social networking sites in Turkey: a systematic literature analysis. In I. Management Association (Ed.), Research Anthology on Social Media’s Influence on Government, Politics, and Social Movements (pp. 565-584). https://doi.org/10.4018/978-1-6684-7472-3.ch027
Guillamón, M.-D., Ríos, A.-M., Gesuele, B., & Metallo, C. (2016). Factors influencing social media use in local governments: the case of Italy and Spain. Government Information Quarterly, 33(3), 460-471.https://doi.org/10.1016/j.giq.2016.06.005
Kavaratzis, M. (2012). From “necessary evil” to necessity: stakeholders’ involvement in place branding. Journal of Place Management and Development, 5, 7-19.
Lappas, G., Triantafillidou, A., & Kani, A. (2022). Harnessing the power of dialogue: examining the impact of Facebook* content on citizens’ engagement. Local Government Studies, 48(1), 87-106. https://doi.org/10.1080/03003930.2020.1870958
Loukis, E.N. (2018). Citizen-sourcing for public policy making: theoretical foundations, methods and evaluation. In J. Gil-Garcia, T. Pardo, L. Luna-Reyes (Eds.), Policy Analytics, Modelling, and Informatics. Public Administration and Information Technology, 25. Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-61762-6_8
Lovari, A., & Parisi, L. (2015). Listening to digital publics. Investigating citizens’ voices and engage ment within Italian municipalities’ Facebook* pages. Public Relations Review, 41(2), 205-213. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2014.11.013
Mainka, A., Hartmann, S., Stock, W.G., & Peters, I. (2015). Looking for friends and followers: a global investigation of governmental social media use. Transforming Government: People, Process and Policy, 9(2), 237-254. http://dx.doi.org/10.1108/TG-09-2014-0041
Marpaung, Z., & Santoso, A. (2020). YouTube adoption: promoting local government transparency? In Proceedings of the Annual Conference of Indonesian Association for Public Administration (IAPA2019). Advances in Economics, Business and Management Research, Atlantis Press, 1-20. https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200301.001
Mergel, I. (2013). Social media adoption and resulting tactics in the U.S. federal government. Government Information Quarterly, 30(2), 123-130. https://doi.org/10.1016/j.giq.2012.12.004
Mitaľ, O. (2020). The use of social media in public administration: the case of Slovak local self-government. Halduskultuur: The Estonian Journal of Administrative Culture and Digital Governance, 21(1), 56-75.
Moghaddam, E.N., Aliahmadi, A., Bagherzadeh, M., Markovic, S., Micevski, M., & Saghafi, F. (2023). Let me choose what I want: The influence of incentive choice flexibility on the quality of crowdsourcing solutions to innovation problems, Technovation, 120 (102679). https://doi.org/10.1016/j.technovation.2022.102679
Muñiz, С., Campos-Domínguez, E., Saldierna, A.R., & Dader, J. L. (2019). Engagement of politicians and citizens in the cyber campaign on Facebook*: a comparative analysis between Mexico and Spain. Contemporary Social Science, 14(1), 102-113.
Oliveira, G.H.M., & Welch, E.W. (2013). Social media use in local government: linkage of technology, task, and organizational context. Government Information Quarterly, 30(4), 397-405. https://doi.org/10.1016/j.giq.2013.05.019
Reddick, C.G., Chatfield, A.T., & Ojo, A. (2017). A social media text analytics framework for double-loop learning for citizen-centric public services: A case study of a local government Facebook* use. Government Information Quarterly, 34(1), 110-125. https://doi.org/10.1016/j.giq.2016.11.001
O’Reilly, T. (2007). What is web 2.0: design patterns and business models for the next generation of software. Communications & Strategies, 1, 17-37. https://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html
Rodríguez, M. P. (2017). Governance models for the delivery of public services through the web 2.0 technologies: a political view in large Spanish municipalities. Social Science Computer Review, 32(2), 203-225. https://doi.org/10.1177/0894439315609919
Возможно, Вас заинтересуют:
Стукал Д. К., Шилина А. Н.,
Отношение к власти как фактор восприятия политического троллинга в российских социальных медиа. – Полис. Политические исследования. 2022. №4
Литвинова Т. Н.,
Эффективность региональной власти: от теории к измерению (на примере республик Северо-Кавказского федерального округа). – Полис. Политические исследования. 2020. №2
Кёхлер Г. ,
Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога?. – Полис. Политические исследования. 2013. №4
Ахременко А. С., Стукал Д. К., Петров А. П.,
Сеть или текст? Факторы распространения протеста в социальных медиа: теория и анализ данных. – Полис. Политические исследования. 2020. №2
Тимофеева Л. Н., Рябченко Н. А., Малышева О. П., Гнедаш А. А.,
Цифровая социально-политическая повестка дня и ее осмысление в условиях новой медиаэкологии. – Полис. Политические исследования. 2022. №2