Онлайн-взаимодействие муниципальных властей с населением (кейс опросов во “ВКонтакте” на примере СЗФО РФ)

Онлайн-взаимодействие муниципальных властей с населением (кейс опросов во “ВКонтакте” на примере СЗФО РФ)


Прокопьев Е. А.,

Кандидат экономических наук, Институт экономики КарНЦ РАН, Петрозаводск, Россия, e_prokopiev@mail.ru


elibrary_id: 624085 | ORCID: 0000-0002-3350-3726 | RESEARCHER_ID: J-4683-2018

Курило А. Е.,

Доктор экономических наук, Институт экономики КарНЦ РАН, Петрозаводск, Россия, akurilo@mail.ru


elibrary_id: 110520 | ORCID: 0000-0002-7222-7832 | RESEARCHER_ID: S-7213-2019

Шлапеко Е. А.,

Кандидат политических наук, Институт экономики КарНЦ РАН, Петрозаводск, Россия, shlapeko_kate@mail.ru


elibrary_id: 722398 | ORCID: 0000-0003-3518-4543 | RESEARCHER_ID: L-8234-2017

Губина О. В.,

Кандидат экономических наук, Институт экономики КарНЦ РАН, Петрозаводск, Россия; Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики им. академика Н.П. Лаверова УрО РАН, Архангельск, Россия, welcomeforyou@yandex.ru


elibrary_id: 168084 | ORCID: 0000-0002-3678-3911 | RESEARCHER_ID: W-2104-2017

Дата поступления статьи: 2024.05.06. Принята к печати: 2024.12.28


DOI: 10.17976/jpps/2025.03.10
EDN: RXQMHW


Правильная ссылка на статью:

Прокопьев Е. А., Курило А. Е., Шлапеко Е. А., Губина О. В. Онлайн-взаимодействие муниципальных властей с населением (кейс опросов во “ВКонтакте” на примере СЗФО РФ). – Полис. Политические исследования. 2025. № 3. С. 144-161. https://doi.org/10.17976/jpps/2025.03.10. EDN: RXQMHW


Статья подготовлена за счет гранта Российского научного фонда, проект № 23-28-00685 “Цифровой разрыв и местные администрации: взгляд через социальные медиа” https://www.rscf.ru/project/23-28-00685/.

Аннотация

Рассматриваются региональные особенности организации опросов населения в госпабликах муниципальных образований Северо-Западного федерального округа в социальной сети “ВКонтакте”. Исследование состояло из нескольких этапов: 1) формирование базы данных госпабликов муниципальных образований во “ВКонтакте”; 2) автоматизированный сбор опросов; 3) классификация опросов по содержанию и по времени; 4) определение межрегиональных различий и сходств. Выявлены следующие сферы, которых касаются опросы: социальная, экономическая, политическая и развлекательная. За исследуемый период с 2011 по 2023 г. в рассматриваемых регионах наблюдается положительная динамика числа опросов. В госпабликах районов и округов преобладает развлекательная сфера, а в поселениях — социальная. Анализ данных показал, что проведение опросов в госпабликах поселений по сравнению с госпабликами районов и округов в большей степени нацелено на решение конкретных проблем территорий. При этом на уровне поселений превалируют вопросы о будущем, что объясняется, например, появлением и развитием практик инициативного бюджетирования. На примере опросов по тематике маркетинга региона показано, что опрос – не только удобный способ коммуникации с населением при выборе бренда, но и возможность узнать мнение жителей и получить одобрение на изменения. Опросы в госпабликах могут рассматриваться как инструмент краудсорсинга, который способствует повышению общественного участия в жизни муниципального образования.

Ключевые слова
онлайн-опрос, социальные медиа, ВКонтакте, краудсорсинг, госпаблик, муниципальные образования, местные администрации, Северо-Западный федеральный округ.


Список литературы

Василенко Л.А., Зотов В.В., Захарова С.А. 2020. Использование потенциала социальных медиа в становлении участвующего управления. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. Т. 20. № 4. С. 864-876. https://doi.org/10.22363/2313-2272-2020-20-4-864-876. EDN:KSCPYC.

Визгалов Д.В. 2011. Брендинг города. М.: Фонд “Институт экономики города”. EDN: QONFRJ.

Колесник Н.В., Корниенко А.В., Хосуева С.Д. 2022. Политическая социализация, социальные сети и коммуникации: основные направления исследования. Петербургская социология сегодня. № 18. С. 86-100. https://doi.org/10.25990/socinstras.pss-18.1j02-j832. EDN: YUBQYQ.

Лекторова Ю.Ю., Прудников А.Ю., Плешкова А.В. 2022. Правит ель ственный краудсорсинг как технология развития территории и имиджевый ресурс власти. Ars Administrandi. Т. 14. № 4. С. 624-645. https://doi.org/10.17072/2218-9173-2022-4-624-645. EDN: PCXXWA.

Михайлова А.А. 2022. Межмуниципальные различия в цифровой восприимчивости населения. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 4. С. 222-246. https://doi.org/10.14515/monitoring.2022.4.2006. EDN:NREKQP.

Никитенкова М.А. 2019. Американский подход совершенствования практик государственного управления: краудсорсинг как платформа для перехода публичной политики в интернет-пространство. Евразийское научное объединение. № 12-3. С. 250-253. EDN: ZIIHMX.

Соколов А.В., Исаева Е.А. 2022. Трансформация взаимодействия власти и общества под влиянием цифровизации: пример Ярославской области. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. Т. 24. № 4. С. 686-710. DOI: https://doi.org/10.22363/2313-1438-2022-24-4-686-710. EDN:TWZBZP.

Харитонова О.В., Бугаева Т.Н. 2020. Краудсорсинг в государственном и муниципальном управлении: сущность и перспективы использования. Вестник Евразийской науки. Т. 12. № 2. https://esj.today/PDF/91ECVN220.pdf. EDN: NSMPUT.

Филатова О.Г. 2020. Главы российских регионов в социальных сетях: аудит публичных коммуникаций. PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. № 23. С. 6-16. EDN: FTADBA.

Фокин И.А. 2021. Краундсорсинг как инструмент вовлечения и участия граждан в публичной политике: опыт регионов России (2015-2021 гг.). Бизнес. Общество. Власть. № 2. С. 85-119. EDN: ALAEYC.

Щекотин Е.В., Мягков М.Г., Гойко В.Л., Кашпур В.В., Коварж Г.Ю. 2020. Субъективная оценка (не)благополучия населения регионов РФ на основе данных социальных сетей. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1. С. 78-116. https://doi.org/10.14515/monitoring.2020.1.05. EDN:KBHTEY.

Bozkanat, E. (2020). Municipal engagement on Facebook*7 in Turkey. İlef Dergisi, 7(2), 247-268. https://doi.org/10.24955/ilef.822773

DePaula, N., & Dincelli, E. (2018). Information strategies and affective reactions: how citizens interact with government social media content. First Monday, 23(4). https://doi.org/10.5210/fm.v23i4.8414

Dias, G.P. (2022). Local governments on Facebook*: what content encourages citizen participation and what type of municipalities post it the most? In 15th International Conference on Theory and Practice of Electronic Governance (ICEGOV 2022), October 04-07, 2022, Guimarães, Portugal. ACM, New York (pp. 242-250). https://doi.org/10.1145/3560107.3560147

Florek, M. (2011). Online city branding. In K. Dinnie (Ed.), City Branding. London: Palgrave Macmillan. https://doi.org/10.1057/9780230294790_10

Gökalp, B., Karkın, N., & Calhan, H. S. (2023). The political use of social networking sites in Turkey: a systematic literature analysis. In I. Management Association (Ed.), Research Anthology on Social Media’s Influence on Government, Politics, and Social Movements (pp. 565-584). https://doi.org/10.4018/978-1-6684-7472-3.ch027

Guillamón, M.-D., Ríos, A.-M., Gesuele, B., & Metallo, C. (2016). Factors influencing social media use in local governments: the case of Italy and Spain. Government Information Quarterly, 33(3), 460-471.https://doi.org/10.1016/j.giq.2016.06.005

Kavaratzis, M. (2012). From “necessary evil” to necessity: stakeholders’ involvement in place branding. Journal of Place Management and Development, 5, 7-19.

Lappas, G., Triantafillidou, A., & Kani, A. (2022). Harnessing the power of dialogue: examining the impact of Facebook* content on citizens’ engagement. Local Government Studies, 48(1), 87-106. https://doi.org/10.1080/03003930.2020.1870958

Loukis, E.N. (2018). Citizen-sourcing for public policy making: theoretical foundations, methods and evaluation. In J. Gil-Garcia, T. Pardo, L. Luna-Reyes (Eds.), Policy Analytics, Modelling, and Informatics. Public Administration and Information Technology, 25. Cham: Springer. https://doi.org/10.1007/978-3-319-61762-6_8

Lovari, A., & Parisi, L. (2015). Listening to digital publics. Investigating citizens’ voices and engage ment within Italian municipalities’ Facebook* pages. Public Relations Review, 41(2), 205-213. https://doi.org/10.1016/j.pubrev.2014.11.013

Mainka, A., Hartmann, S., Stock, W.G., & Peters, I. (2015). Looking for friends and followers: a global investigation of governmental social media use. Transforming Government: People, Process and Policy, 9(2), 237-254. http://dx.doi.org/10.1108/TG-09-2014-0041

Marpaung, Z., & Santoso, A. (2020). YouTube adoption: promoting local government transparency? In Proceedings of the Annual Conference of Indonesian Association for Public Administration (IAPA2019). Advances in Economics, Business and Management Research, Atlantis Press, 1-20. https://doi.org/10.2991/aebmr.k.200301.001

Mergel, I. (2013). Social media adoption and resulting tactics in the U.S. federal government. Government Information Quarterly, 30(2), 123-130. https://doi.org/10.1016/j.giq.2012.12.004

Mitaľ, O. (2020). The use of social media in public administration: the case of Slovak local self-government. Halduskultuur: The Estonian Journal of Administrative Culture and Digital Governance, 21(1), 56-75.

Moghaddam, E.N., Aliahmadi, A., Bagherzadeh, M., Markovic, S., Micevski, M., & Saghafi, F. (2023). Let me choose what I want: The influence of incentive choice flexibility on the quality of crowdsourcing solutions to innovation problems, Technovation, 120 (102679). https://doi.org/10.1016/j.technovation.2022.102679

Muñiz, С., Campos-Domínguez, E., Saldierna, A.R., & Dader, J. L. (2019). Engagement of politicians and citizens in the cyber campaign on Facebook*: a comparative analysis between Mexico and Spain. Contemporary Social Science, 14(1), 102-113.

Oliveira, G.H.M., & Welch, E.W. (2013). Social media use in local government: linkage of technology, task, and organizational context. Government Information Quarterly, 30(4), 397-405. https://doi.org/10.1016/j.giq.2013.05.019

Reddick, C.G., Chatfield, A.T., & Ojo, A. (2017). A social media text analytics framework for double-loop learning for citizen-centric public services: A case study of a local government Facebook* use. Government Information Quarterly, 34(1), 110-125. https://doi.org/10.1016/j.giq.2016.11.001

O’Reilly, T. (2007). What is web 2.0: design patterns and business models for the next generation of software. Communications & Strategies, 1, 17-37. https://www.oreilly.com/pub/a/web2/archive/what-is-web-20.html

Rodríguez, M. P. (2017). Governance models for the delivery of public services through the web 2.0 technologies: a political view in large Spanish municipalities. Social Science Computer Review, 32(2), 203-225. https://doi.org/10.1177/0894439315609919

 

Содержание номера № 3, 2025

Возможно, Вас заинтересуют:


Стукал Д. К., Шилина А. Н.,
Отношение к власти как фактор восприятия политического троллинга в российских социальных медиа. – Полис. Политические исследования. 2022. №4

Литвинова Т. Н.,
Эффективность региональной власти: от теории к измерению (на примере республик Северо-Кавказского федерального округа). – Полис. Политические исследования. 2020. №2

Кёхлер Г. ,
Новые социальные медиа: шанс или препятствие для диалога?. – Полис. Политические исследования. 2013. №4

Ахременко А. С., Стукал Д. К., Петров А. П.,
Сеть или текст? Факторы распространения протеста в социальных медиа: теория и анализ данных. – Полис. Политические исследования. 2020. №2

Тимофеева Л. Н., Рябченко Н. А., Малышева О. П., Гнедаш А. А.,
Цифровая социально-политическая повестка дня и ее осмысление в условиях новой медиаэкологии. – Полис. Политические исследования. 2022. №2

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
3 2004


Любарский Г. Ю.
Теория динамики сложной социальной системы (II)

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2025      2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991