«Народные теории» фейковых новостей

«Народные теории» фейковых новостей


Казун А. Д.,

Кандидат социологических наук, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, adkazun@hse.ru


elibrary_id: 822971 | ORCID: 0000-0002-9633-2776 | RESEARCHER_ID: K-6835-2015

Дата поступления статьи: 2025.02.27. Принята к печати: 2025.07.07


DOI: 10.17976/jpps/2025.06.06
EDN: WLPCMK


Правильная ссылка на статью:

Казун А. Д. «Народные теории» фейковых новостей. – Полис. Политические исследования. 2025. № 6. С. 73-85. https://doi.org/10.17976/jpps/2025.06.06. EDN: WLPCMK


Исследование выполнено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Аннотация

Статья основана на 119 полуструктурированных интервью о восприятии фейковых новостей, по итогам анализа которых выделяются три “народные теории” (повседневные объяснительные схемы, используемые людьми, чтобы понимать мир и действовать в нем), посвященные данному феномену. Первая “народная теория” формулируется как “фейки повсюду” и содержательно перекликается с концепцией релятивизма фактов. Информанты демонстрируют уверенность в высокой распространенности и регулярной встречаемости дезинформации. Объективное знание воспринимается как недостижимое, а границы между истиной и ложью размываются. Правда и обман рассматриваются не как бинарные оппозиции, а как континуум. Наблюдаются проявления онтологического и эпистемологического релятивизма. Вторая “народная теория” – “фейк – это то, с чем я не согласен” – сходна с феноменами предвзятости подтверждения и селективного воздействия. Она отражает идеологизированность концепции фейковых новостей. Истина рассматривается не как объективная, а как моральная категория. Общество при этом разделяется на “мы” (носители “правильной правды”) и “они” (потребители и жертвы дезинформации). Одни и те же источники новостей могут интерпретироваться как достоверные или фейковые в зависимости от взглядов интервьюируемого. Третья “народная теория” – “фейки (скорее) угрожают другим” – показывает выраженность эффекта третьего лица. Информанты полагают, что дезинформация в большей степени влияет на других людей, которые отличаются от них самих. Наиболее часто подобное различение проводится на основании принадлежности к возрастной группе (молодые vs. пожилые), используемых источников новостей (телевидение vs. интернет) и политических взглядов.

Ключевые слова
фейковые новости, дезинформация, релятивизм, медиапотребление, постправда, предвзятость подтверждения, селективное воздействие, эффект третьего лица, “народные теории”.


Список литературы

Вырковский А.В., Шамсутдинова Ю.Ф. 2024. Категория доверия к массмедиа в условиях информационной турбулентности: время обновлять концепции? Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 6. С. 182-203. https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.6.2529. EDN: USCQIO.

Казун А.Д. 2023. Есть ли выход из пузыря? Мотивы потребления идеологически чуждой информации думскроллерами. Полис. Политические исследования. № 4. С. 168-181. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.04.12. EDN: JVQNYI.

Казун А.Д. 2024. Перспективные направления исследований потребления новостей в контексте медиасреды с большим выбором. Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. № 2. С. 3-47. EDN: UQUCWP.

Макеенко М.И. Вырковский А.В. 2021. Возможности влияния неинституционализированных производителей развлекательного и познавательного контента на аудиторию. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. № 5. С. 74-99. https://doi.org/10.30547/vestnik.journ.5.2021.7499. EDN: AYXHVE.

Петрова Д.В. 2024. Потребление новостей в сельской местности: (не)доверие и стратегии верификации информации. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 4. С. 91-114. https://doi.org/10.14515/monitoring.2024.4.2572. EDN: TXZWGY.

Стрельцова Е.А., Кузина Л.С., Полякова В.В., Попов Е.В., Щербаков Р.А., Юдин И.Б. 2025. Жизнь онлайн: цифровая трансформация российского общества. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ.

Abu Arqoub, O., Abdulateef Elega, A., Efe Özad, B., Dwikat, H., & Adedamola Oloyede, F. (2022). Mapping the scholarship of fake news research: a systematic review. Journalism Practice, 16(1), 56-86. https://doi.org/10.1080/17512786.2020.1805791

Berry, R.A., Rosenbaum, J.E., & Corey, A.M. (2023). Weaponising #fakenews on Twitter: generating flak or critiquing the status quo in the Trump era? Javnost – The Public. https://doi.org/10.1080/13183222.2023.2267265

Egelhofer, J.L., & Lecheler, S. (2019). Fake news as a two-dimensional phenomenon: a framework and research agenda. Annals of the International Communication Association, 43(2), 97–116. https://doi.org/10.1080/23808985.2019.1602782

Garrett, R.K., Nisbet E.C., & Lynch E.K. (2013). Undermining the corrective effects of media-based political fact checking? The role of contextual cues and naïve theory. Journal of Communication 63(4), 617-637. https://doi.org/10.1111/jcom.12038

Gelman, S.A., & Legare, C.H. (2011). Concepts and folk theories. Annual Review of Anthropology, 40, 379-398. https://doi.org/10.1146/annurev-anthro-081309-145822

Gunther, A.C. (1995). Overrating the X-rating: the third-person perception and support for censorship of pornography. Journal of Communication, 45(1), 27-38. https://doi.org/10.1111/j.1460-2466.1995.tb00712.x

Guo, L., & Johnson, B.G. (2020). third-person effect and hate speech censorship on Facebook[1]. Social media + Society, 6(2), 2056305120923003. https://doi.org/10.1177/2056305120923003

Hameleers, M. (2020). My reality is more truthful than yours: radical right-wing politicians’ and citizens’ construction of “fake” and “truthfulness” on social media-evidence from the United States and The Netherlands. International Journal of Communication, 14, 1135-1152.

Heiberger, R., Majó-Vázquez, S., Castro Herrero, L., Nielsen, R.K., & Esser, F. (2022). Do not blame the media! The role of politicians and parties in fragmenting online political debate. The International Journal of Press/Politics, 27(4), 910-941. https://doi.org/10.1177/19401612211015122

Jang, S.Mo, & Kim, J.K. (2018). Third person effects of fake news: fake news regulation and media literacy interventions. Computers in Human Behavior, 80, 295-302. https://doi.org/10.1016/j.chb.2017.11.034

Kilby, C.J., & Sherman, K.A. (2018). Lay beliefs. In M. Gellman (Ed.), Encyclopedia of Behavioral Medicine (pp. 1275–1277. Springer.

Kim, M. (2023). A direct and indirect effect of third-person perception of COVID-19 fake news on support for fake news regulation on social media: investigating the role of negative emotions and political views. Mass Communication and Society, 28(2), 229-252. https://doi.org/10.1080/15205436.2023.2227601

Krebs, I., Bachmann, P., Siegert, G., Schwab, R., & Willi, R. (2021). Non-journalistic competitors of news media brands on Google and YouTube: From solid competition to a liquid media market. Journal of Media Business Studies, 18(1), 27-44. https://doi.org/10.1080/16522354.2020.1832746

Levine, T. R. (2019). Duped: Truth-Default Theory and the Social Science of Lying and Deception. Tuscaloosa, Alabama: University of Alabama Press.

Lin, H. (2025). Oscillation between resist and to not? Users’ folk theories and resistance to algorithmic curation on Douyin. Social Media + Society. https://doi.org/10.1177/20563051251313610

Linden, S. van der, Panagopoulos, C., & Roozenbeek, J. (2020). You are fake news: political bias in perceptions of fake news. Media, Culture & Society, 42(3), 460-470. https://doi.org/10.1177/0163443720906992

Luo, M., Hancock, J.T., & Markowitz, D.M. (2022). Credibility perceptions and detection accuracy of fake news headlines on social media: effects of truth-bias and endorsement cues. Communication Research, 49(2), 171-195. https://doi.org/10.1177/0093650220921321

Magin, M., Geiß, S., Stark, B., & Jürgens, P. (2022). Common core in danger? Personalized information and the fragmentation of the public agenda. The International Journal of Press/Politics, 27(4), 887-909. https://doi.org/10.1177/19401612211026595

McLeod, D.M., Eveland, W.P., & Nathanson, A.I. (1997). Support for censorship of violent and misogynic rap lyrics: an analysis of the third-person effect. Communication Research, 24(2), 153-174. https://doi.org/10.1177/009365097024002003

Mihailidis, P., & Foster, B. (2021). The cost of disbelief: fracturing news ecosystems in an age of rampant media cynicism. American Behavioral Scientist, 65(4), 616-631. https://doi.org/10.1177/0002764220978470Miro, C.J. (2025). “Everything is biased”: populist supporters’ folk theories of journalism. The International Journal of Press/Politics, 30(1), 63-82. https://doi.org/10.1177/19401612231197617

Miró-Llinares, F., & Aguerri, J.C. (2023). Misinformation about fake news: a systematic critical review of empirical studies on the phenomenon and its status as a ‘threat’. European Journal of Criminology, 20(1), 356-374. https://doi.org/10.1177/1477370821994059

Mont’Alverne, C., Badrinathan, S., Ross Arguedas, A., Toff, B., Fletcher, R., & Nielsen, R. (2023). “Fair and balanced”: what news audiences in four countries mean when they say they prefer impartial news. Journalism Studies, 24(9), 1131-1148. https://doi.org/10.1080/1461670X.2023.2201864

Nelson, J.L., & Lewis, S.C. (2023). Only “sheep” trust journalists? How citizens’ self-perceptions shape their approach to news. New Media & Society, 25(7), 1522-1541. https://doi.org/10.1177/14614448211018160

Newman, N., Fletcher, R., Robertson, C.T., Arguedas, A.R., & Nielsen, R.K. (2024). Reuters institute digital news report. https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/2024-06/RISJ_DNR_2024_Digital_v10%20lr.pdf

Nielsen, R.K. (2016). Folk theories of journalism. Journalism Studies, 17(7), 840-848. https://doi.org/10.1080/1461670X.2016.1165140

Nyhan, B. (2020). Facts and myths about misperceptions. Journal of Economic Perspectives, 34(3), 220-236. https://doi.org/10.1257/jep.34.3.220

Palmer, R. A. (2019). A “deep story” about American journalism. Journalism Studies, 20(3), 327-344. https://doi.org/10.1080/1461670X.2017.1375390

Palmer, R., Toff, B., & Nielsen, R.K. (2020). “The media covers up a lot of things”: watchdog ideals meet folk theories of journalism. Journalism Studies, 21(14), 1973-1989. https://doi.org/10.1080/1461670X.2020.1808516

Panievsky, A., David, Y., Gidron, N., & Sheffer, L. (2025). Imagined journalists: new framework for studying media–audiences relationship in populist times. The International Journal of Press/Politics, 30(1), 38-62. https://doi.org/10.1177/19401612241231541

Rojas, H. (2010). “Corrective” actions in the public sphere: how perceptions of media and media effects shape political behaviors. International Journal of Public Opinion Research, 22(3), 343-363. https://doi. org/10.1093/ijpor/edq018

Schwarzenegger, Ch. (2020). Personal epistemologies of the media: Selective criticality, pragmatic trust, and competence–confidence in navigating media repertoires in the digital age. New Media & Society, 22(2), 361-377. https://doi.org/10.1177/1461444819856919

Shahrzadi, L., Mansouri, A., Alavi, M., & Shabani, A. (2024). Causes, consequences, and strategies to deal with information overload: a scoping review. International Journal of Information Management Data Insights, 4(2), 100261. https://doi.org/10.1016/j.jjimei.2024.100261

Siles, I., Segura-Castillo, A., Solís, R., & Sancho, M. (2020). Folk theories of algorithmic recommendations on Spotify: enacting data assemblages in the global South. Big Data & Society, 7(1). https://doi.org/10.1177/2053951720923377

Stenmark, M., Fuller, S., & Zackariasson, U. (2018). Relativism and post-truth in contemporary society: possibilities and challenges. Cham: Springer.

Stroud, N. (2008). Media use and political predispositions: revisiting the concept of selective exposure. Political Behavior, 30(3), 341-366. https://doi.org/10.1007/s11109-007-9050-9

Toff, B., & Nielsen, R.K. (2018). “I just Google it”: folk theories of distributed discovery. Journal of Communication, 68(3), 636-657. https://doi.org/10.1093/joc/jqy009

Tong, Ch., Gill, H., Li, J., Valenzuela, S., & Rojas, H. (2020). “Fake news is anything they say!”– Conceptualization and weaponization of fake news among the American public. Mass Communication and Society, 23(5), 755-778. https://doi.org/10.1080/15205436.2020.1789661

Vaughan-Williams, N., & Stevens, D. (2016). Vernacular theories of everyday (in)security: the disruptive potential of non-elite knowledge. Security Dialogue, 47(1), 40-58. https://doi.org/10.1177/0967010615604101

Wheeler, M.A., Wilson, S.G., Baes, N., & Demsar, V. (2024). A search for commonalities in defining the common good: Using folk theories to unlock shared conceptions. The British Journal of Social Psychology, 63(2), 956-974. https://doi.org/10.1111/bjso.12713

Wilner, T., Montiel Valle, D.A., & Masullo, G.M. (2021). “To me, there’s always a bias”: understanding the public’s folk theories about journalism. Journalism Studies, 22(14), 1930-1946. https://doi.org/10.1080/1461670X.2021.1979422

Yoo, J., Kim, D., & Kim, W.-G. (2022). Fake news on you, not me: the third-person effects of fake news in South Korea. Communication Research Reports, 39(3), 115-125. https://doi.org/10.1080/08824096.2022.2054790

 Young, R., Kananovich, V., & Johnson, B.G. (2023). Young adults’ folk theories of how social media harms its users. Mass Communication and Society, 26(1), 23-46. https://doi.org/10.1080/15205436.2021.1970186

Ytre-Arne, B., & Moe, H. (2021). Folk theories of algorithms: understanding digital irritation. Media, Culture & Society, 43(5), 807-824. https://doi.org/10.1177/0163443720972314

Zhang, D., Boerman, S.C., Hendriks, H., Goot, M.J., van der, Araujo, T., & Voorveld, H. (2024). “They know everything”: folk theories, thoughts, and feelings about dataveillance in media technologies. International Journal of Communication, 18, 2710-2730.

 

[1] Деятельность социальной сети запрещена на территории РФ (20.06.2022).

Содержание номера № 6, 2025

Возможно, Вас заинтересуют:


Казун А. Д.,
Есть ли выход из пузыря? Мотивы потребления идеологически чуждой информации думскроллерами. – Полис. Политические исследования. 2023. №4

Турченко М. С.,
Мировые практики электоральных манипуляций. – Полис. Политические исследования. 2020. №5

Захаров А. В.,
Народные образы власти . – Полис. Политические исследования. 1998. №1

Тимофеев Т. Т.,
Антифашистская борьба и народные массы. – Полис. Политические исследования. 1995. №3

Любин В. П.,
Журнал Полития: обретение лица. – Полис. Политические исследования. 1998. №5

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
6 2012


Сморгунов Л. В.
Политическая идентичность и понятие политического

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2025      2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991