Визуализация политического медиапространства
Шарков Ф. И.,
доктор социологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры социологии факультета международной журналистики, МГИМО МИД России; зам. декана факультета журналистики ИГСУ, РАНХиГС, Москва, sharkov_felix@mail.ru
elibrary_id: 478189 |
DOI: 10.17976/jpps/2016.05.08
Шарков Ф. И. Визуализация политического медиапространства. – Полис. Политические исследования. 2016. № 5. С. 97-107. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.05.08
Медиапространство представляет собой часть социального пространства, которая охвачена теми или иными средствами массовой коммуникации. Социальная среда, насыщенная визуальными образами, постепенно превращается в визуальное пространство, а если она охватывается визуальными массмедиа – в визуальное медиапространство. Визуализация – это, с одной стороны, средство ориентировки в окружающем мире, а с другой стороны – средство представления мира в других измерениях и плоскостях. Медиапространство, насыщенное политическим содержанием, превращается в политическое медиапространство, формируемое главным образом политическими субъектами, заинтересованными оказывать воздействие на свой целевой сегмент – к примеру, на электоральную аудиторию. Наиболее эффективное политическое воздействие на людей оказывает визуализированное медиапространство, т.е. социальная среда, в которой они находятся под воздействием визуальных средств, несущих политическую нагрузку. Это, в том числе, и объясняет появление массового общества, в котором доминирует усредненное восприятие привычных всему миру образов, которыми мир уже перенасыщен. Сегодня существует устойчивая система массовых коммуникаций, которая воздействует на человека и его поведение. Если раньше в обществе доминировала более или менее жесткая стратификация, то размывание ее границ свидетельствует о развитии общества “массового человека”. В массовом обществе элита часто смешивается с толпой, т.е. на сцене социального пространства элита становится менее узнаваемой. Политическая конкуренция и ангажированность, низкая информационная культура производителей визуального контента приводят к серьезным нарушениям экологии медиапространства. Так, визуальные сюжеты, связанные с агрессией, насилием, убийствами мирных жителей, переполнили наш телеэкран. Визуализация медиапространства различными средствами, описанными в данной статье, может стать мощным средством политического воздействия на массы.
Список литературы
Бахтин М.М. 1990. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература. 543 с.
Бодрийяр Ж. 2006. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция; Республика. 269 с.
Маклюэн М. 2004. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр. 432 с.
Ницше Ф. 1997. Человеческое, слишком человеческое; Веселая наука; Злая мудрость. Минск: Попурри. 704 с.
Родькин П. 2007. Визуальная политика. Фирменный стиль России. М.: Совпадение. 160 с.
Тард Г. 1902. Общественное мнение и толпа. Под ред. П.С. Когана. М.: Типография А. И. Мамонтова. 201 с.
Урсул А.Д. 1973. Отражение и информация. М.: Мысль. 231 с.
Шарков Ф.И., Юдина Е.Н. 2013. Регулирование отношений в современном ме- диапространстве. – Коммуникология. Т. 1. № 1. С. 36-43.
Возможно, Вас заинтересуют:
Шарков Ф. И.,
Конвергенция элементов политического медиапространства. – Полис. Политические исследования. 2017. №3
ТЕМА НОМЕРА: КОММУНИКАЦИЯ И ПОЛИТИКА . – Полис. Политические исследования. 2011. №5
ВИРТУАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ: МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА И КОНФЛИКТЫ. – Полис. Политические исследования. 2007. №4
ВИРТУАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ: МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА И КОНФЛИКТЫ. – Полис. Политические исследования. 2007. №6
ВИРТУАЛЬНАЯ МАСТЕРСКАЯ: МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА И КОНФЛИКТЫ. – Полис. Политические исследования. 2008. №4