Неформальная структура в центре режима противодействия финансированию
терроризма:
проблемы эффективности
Мелкумян К. С.,
соискатель кафедры мировых политических процессов, МГИМО МИД России, melkumyan_kristi@mail.ru
elibrary_id: 1010063 |
DOI: 10.17976/jpps/2019.02.11
Мелкумян К. С. Неформальная структура в центре режима противодействия финансированию терроризма: проблемы эффективности. – Полис. Политические исследования. 2019. № 2. С. 149-160. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.02.11
В статье рассматриваются концептуально-теоретические подходы к анализу межправительственной Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) как конструирующей структуры режима противодействия финансированию терроризма. Показано, что режим противодействия финансированию терроризма, основанный на стандартах ФАТФ, представляет собой успешный эксперимент, обладающий характеристиками, отвечающими главным положениям трех школ международных режимов – реализма, неолиберализма и когнитивизма. Во-первых, важным фактором эффективности ФАТФ выступает концентрация силы в лице членов (38 юрисдикций, аккумулирующих наибольший экономический потенциал мира), которые и продвигают стандарты ФАТФ за ее пределы. Потенциал членов ФАТФ, возможность применить ощутимые санкции к государствам, отказывающимся сотрудничать, совместно с заинтересованностью членов обеспечил Группе роль ключевого института в борьбе с финансированием терроризма. Во-вторых, вне зависимости от распределения силового потенциала между государствами-членами и нечленами ФАТФ предоставляет площадку акторам мировой политики для согласования интересов и выработки общей политики, дает возможность контролировать поведение друг друга, способствуя постепенному усилению межгосударственного сотрудничества. Наконец, ФАТФ играет важную роль в процессе обучения акторов и повышения осознания необходимости продолжающейся борьбы с финансированием терроризма. Большое значение в работе Группы имеют экспертные сообщества, которые не только делегитимизируют финансирование терроризма, но и формируют коллективную идентичность ФАТФ. В статье уделяется внимание принципам успешного институционального дизайна. Исследование построено на признании ключевой роли государств, которая, однако, претерпевает постоянные изменения под влиянием тенденций развития мировой политики. Показано, что принципы деятельности ФАТФ оказывают влияние не только на данную конкретную область, но и на организацию других направлений практической работы в международно-политической сфере.
Список литературы
Гамбаров Г.Д. 2015. Международно-правовые основы борьбы с финансовой преступностью в контексте их реализации (на примере ФАТФ). – Юридична Наука. № 3. С. 159-169.
Долгополова М.В. 2011. “Двойные стандарты” банковской тайны в контексте развития межгосударственного налогового сотрудничества: ученые записки Международного банковского института. Вып. № 3. Актуальные проблемы мировой и отечественной экономики. Санкт-Петербург: МБИ. С. 54-62.
Мелкумян К.С. 2014. ФАТФ в противодействии финансированию терроризма (специфика подхода). – Вестник МГИМО-Университета. № 1. С. 88-96.
Мелкумян К.С. 2017. Вызовы и противоречия деятельности ФАТФ. – Международные процессы. № 1 (48). С. 143-156.
Поляничко Е.Г. 2008. Формирование международных режимов борьбы с терроризмом. М.: Вита-Пресс. 165 с.
Adler E., Haas P.M. 1992. Conclusion: Epistemic Communities, World Order, and the Creation of a Reflective Research Programme. – International Organization. Vol. 46. No. 1. P. 367-390. https://doi.org/10.1017/S0020818300001533
Alldridge P. 2008. Money Laundering and Globalization. – Journal of Law and Society. Vol. 35. No 4. P. 437-463.
Brunsson N., Jacobsson B. 2000. Following Standards. – A World of Standards. Ed. by N. Brunsson, B. Jacobsson. Oxford: Oxford University Press. P. 127-137. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199256952.001.0001
Carrington I., Shams H. 2006. Elements of an Effective AML/CFT Framework: Legal, Regulatory, and Best Institutional Practices to Prevent Threats to Financial Stability and Integrity. – Seminar on Current Developments in Monetary and Financial Law. Washington, D.C.: IMF. 46 p. URL: https://www.imf.org/external/np/seminars/eng/2006/mfl/cs.pdf (accessed 20.08.2018).
Dahl R.A. 1994. A Democratic Dilemma. System Effectiveness versus Citizen Participation. – Political Science Quarterly. Vol. 109. No. 1. P. 23-34. https://doi.org/10.2307/2151659
Drezner D. 2005. Globalization, Harmonization, and Competition: The Different Pathways to Policy Convergence. – Journal of European Public Policy. Vol. 12. No. 5. P. 841-859.
Glaser Ch.L. 1994-1995. Realists as Optimists: Cooperation as Self-Help. – International Security. Vol. 19. No. 3. Р. 50-90. https://doi.org/10.2307/2539079
Grieco J.M. 1988. Anarchy and the Limits of Cooperation: a Realist Critique of the Newest Liberal Institutionalism. – International Organization. Vol. 42. No 3. P. 485-507.
Hasenclever A., Mayer P., Rittberger V. 1996. Interests, Power, Knowledge: The Study of International Regimes. – Mershon International Studies Review. Vol. 40. No. 2. P. 177-228. https://doi.org/10.2307/222775
Helleiner E. 2002. The Politics of Global Financial Regulation: Lessons from the Fight Against Money Laundering. International Capital Markets: Systems in Transition. Ed. by J. Eatwell, L. Taylor. Oxford: Oxford University Press. P. 177-204.
Hulsse R., Kerwer D. 2007. Global Standards in Action: Insights from Anti-Money Laundering Regulation. – Organization. Vol. 14. No. 5. P. 625-642. https://doi.org/10.1177/1350508407080311
Jacobsson B. 2000. Standardization and Expert Knowledge. – A World of Standards. Ed. by N. Brunsson, B. Jacobsson. Oxford: Oxford University Press. P. 40-49. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199256952.001.0001
Keohane R.O. 1982. The Demand for International Regimes. – International Organization. Vol. 36. No. 2. P. 325-355.
Kern A. 2001. The International Anti-Money-Laundering Regime: The Role of the Financial Action Task Force. – Journal of Money Laundering Control. Vol. 4. No. 3. P. 231-248. https://doi.org/10.1108/eb027276
Kindleberger Ch.P. 1986. The World in Depression, 1929-1939. Los Angeles: University of California Press. 355 p.
Krasner S.D. 1982. Structural Causes and Regime Consequences: Regimes as Intervening Variables. – International Organization. Vol. 36. No. 2. P. 185-205. https://doi.org/10.1017/S0020818300018920
Kratochwil F. 1986. International Organization: a State of the Art on an Art of the State. – International Organization. Vol. 40. No. 4. P. 753-775. https://doi.org/10.1017/S0020818300027363
Levi M., Gilmore W. 2002. Terrorist Finance, Money Laundering and the Rise of Mutual Evaluation: A New Paradigm for Crime Control. – Financing Terrorism. Ed. by M. Pieth. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers. P. 87-114. https://doi.org/10.1007/0-306-48044-1_6
Levy M.A., Keohane R.O., Haas P.M. 1993. Improving the Effectiveness of International Environmental Institutions. – Institutions for the earth: Sources of effective international environmental protection. Cambridge: MIT Press. P. 397-426.
McGinnis M., Ostrom E. 1992. Design Principles for Local and Global Commons. Indiana University. 47 p.
Milner H.V. 1997. Interests, Institutions, and Information. Princeton, NJ: Princeton University Press. 328 p.
Pagani F. 2002. Peer Review as a Tool for Co-Operation and Change: An Analysis of an OECD Working Method. Paris: OECD. 39 p. https://doi.org/10.1787/9789264099210-en-fr
Ruggie J.G. 1982. International Regimes, Transactions, and Change: Embedded Liberalism in the Postwar Economic Order. – International Organization. Vol. 36. No. 2. P. 379-415. https://doi.org/10.1017/S0020818300018993
Sansonetti R. 2000. The Mutual Evaluation Process: A Methodology of Increasing Importance at International Level. – Journal of Financial Crime. Vol. 7. No. 3. P. 218-226. https://doi.org/10.1108/eb025942
Sharman J.C. 2006. The Global Anti-Money Laundering Regime and Developing Countries: Damned if They Do, Damned if They Don’t? – International Studies Association Annual Conference. San Diego.
Sil R., Katzenstein P. 2010. Analytic Eclecticism in the Study of World Politics: Reconfiguring Problems and Mechanisms across Research Traditions. – Perspectives on Politics. Vol. 8. No. 2. P. 411-431. https://doi.org/10.1017/S1537592710001179
Silveira A.J.A. 2009. The International Standards on Combating Money Laundering: a Brazilian Perspective.
Washington, DC: The George Washington University. 36 p.
Simmons B. 2000. International Efforts Against Money Laundering’. – Commitment and Compliance: The Role of Non-Binding Norms in the International Legal System. Ed. by D. Shelton. Oxford: Oxford University Press. P. 244-263.
Waltz K.N. 2010. Theory of International Politics. Long Grove, Illinois: Waveland Press. 251 p.
Wendt A. 1994. Collective Identity Formation and the International State. – The American Political Science Review. Vol. 88. No. 2. P. 384-396. https://doi.org/10.2307/2944711
Возможно, Вас заинтересуют:
Новикова Г. В.,
Сильная стратегия слабых (Террор в конце ХХ века). – Полис. Политические исследования. 2000. №1
Кравченко С. А., Охотский Е. В.,
Международное сотрудничество в сфере противодействия глоболокальной коррупции. – Полис. Политические исследования. 2018. №1
Евстафьев Д. Г., Чекалкин В. И.,
Международный аспект ближневосточного терроризма . – Полис. Политические исследования. 1991. №4
Малахов В. С.,
Иммиграционные режимы в государствах Запада и в России: теоретико-политический аспект. Часть I. – Полис. Политические исследования. 2010. №3
Нисневич Ю. А., Рожич П. ,
Люстрация как инструмент противодействия коррупции. – Полис. Политические исследования. 2014. №1