Политика как бизнес:
российская версия (II)


Пшизова С. Н.,

Кандидат исторических наук, доцент факультета государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова, susannapsh@gmail.com


DOI: 10.17976/jpps/2007.03.06

Правильная ссылка на статью:

Пшизова С. Н. Политика как бизнес: российская версия (II). – Полис. Политические исследования. 2007. № 3. С. 65-77. DOI: https://doi.org/10.17976/jpps/2007.03.06


Аннотация

Во второй части статьи рассматриваются предпосылки формирования и особенности внеэлекторального политического рынка. В отличие от пространства функционирования публичных представительных институтов, которое на протяжении большей части XX века было заполнено идеологическими и социальными идентификациями, система функционального представительства, связанная с деятельностью групп давления, изначально базировалась на принципах прагматического обмена и рыночной конкуренции. Соответствие этих принципов идее плюралистической демократии вызывает серьезные сомнения. Между тем сегодня на фоне повсеместной экспансии функционального представительства, по мнению автора, отмечается сближение принципов функционирования электорального и внеэлекторального пространств политического взамодействия, что создает условия для формировани целостной рыночно ориентированной политической сферы. Маркетизация политики стимулирует профессионализацию политической деятельности и изменение функций традиционных демократических институтов, одновременно поощряя культивирование бизнес-стратегий всеми основными акторами. В российском (радикальной) версии это означает, что реальное распределение общественных ресурсов перемещается в сферу функционального представительства, а электоральный процесс приобретает черты политического спектакля, тщательно режиссируемого профессионалами.


Список литературы

Афанасьев М.Н. 2000. Политические партии в российских регионах. – Pro et Contra, т. 5, № 4.

Барсукова С.Ю. 2006. Теневая экономика и теневая политика: механизмы сращивания. М.

Бек У. 2001. Что такое глобализация? М.

Бунин И. 2005. Выборы и политические субкультуры. – Никонов В. (ред.) Россия в современной политике. М.

Бурдье П. 2002. О телевидении и журналистике. М.

Вешняков А.А. 2003. Финансовый отчет ЦИК о расходовании средств федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы третьего созыва. М.

Перегудов С.П. 2003. Корпорации, общество, государство: эволюция отношений. М.

Перегудов С.П. 2004. Транснациональные корпорации на пути к корпоративному гражданству. – Полис, № 3.

Пшизова С.Н. 2004. Res Publica Corporationum. – Политическая наука в современной России: время поиска и контуры эволюции. М.

Пшизова С.Н. 2007. Партия власти. – Соловьев А.И. (ред.) Политология. Лексикон. М.

Сатаров Г. 2005. Антикоррупционная политика. – Никонов В. (ред.). Россия в

современной политике. М.

Филиппов А.Ф. 2002. Политическая социология. Фундаментальные проблемы и основные понятия. – Полития,№ 2.

Холодковский К.Г. 2001. Партии: кризис или закат? – Политические институты на рубеже тысячелетий. Дубна.

Beck U. 1992. Risk Society: Towards a New Modernity. L.

Downs A. 1957. An Economic Theory of Democracy. N.Y.

Dulio D. 2004. For Better or Worse? How Political Consultants are Changing Elections in the United States. N.Y.

Hayes M. 1981. Lobbyists and Legislators: A Theory of Political Markets. New Brunswick.

Hopkin J., Paolucci C. 1999. The Party as Business Firm: Cases from Spain and Italy. – European Journal of Political Research, vol. 35.

Jaatinen M. 1999. Lobbying Political Issues. A Contingency Model of Effective Lobbying Strategies. Helsinki.

Johnson D. W. 2001. No Place for Amateurs. How Political Consultants Are Reshaping American Democracy. L., N.Y.

Katz R., Mair P. 1995. Changing Models of Party Organization and Party Democracy: The Emergence of the Cartel Party. – Party Politics, № 1.

Lathrop D. 2003. Campaign Continues: How Political Consultants and Campaign Tactics Affect Public Policy. Westport, L.

Lawson K. 2004. Five Variations on a Theme: Interest Aggregation by Party Today. – Lawson K., Poguntke T. (eds.). How Political Parties Respond: Interest Aggregation Revisited. L., N.Y.

Olson M. 1965. The Logic of Collective Action. Cambridge (MA).

Panebianco A. 1988. Political Parties: Organization and Power. Cambridge.

Pshizova S. 2004. Representative Rule or the Rule of Representations: The Case of Russian Political Parties. – Lawson K., Poguntke T. (eds.). How Political Parties Respond: Interest Aggregation Revisited. L., N.Y.

Содержание номера № 3, 2007

Возможно, Вас заинтересуют:


Сорокин К. Э.,
Россия и игра геополитических интересов в ареале Великого океана . – Полис. Политические исследования. 1994. №4

Барсукова С. Ю.,
Проблемы беженцев и вынужденных переселенцев в зеркале идеологий . – Полис. Политические исследования. 1999. №5

Пастухов В. Б.,
От государственности к государству: Европа и Россия . – Полис. Политические исследования. 1994. №2

Ласло Э. ,
Рождение слова - науки - эпохи . – Полис. Политические исследования. 1993. №2

Пшизова С. Н.,
Демократия и политический рынок в сравнительной перспективе (II) . – Полис. Политические исследования. 2000. №3



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
6 2009


Давыдов А. П.
«Фаустовский комплекс» и Россия

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991