Между традицией и утопией: левый консерватизм в России

Между традицией и утопией:
левый консерватизм в России


Работяжев Н. В.,

Кандидат политических наук, зав. сектором ИМЭМО РАН, rabotiajev@mail.ru



DOI: 10.17976/jpps/2014.04.08

Правильная ссылка на статью:

Работяжев Н. В. Между традицией и утопией: левый консерватизм в России. – Полис. Политические исследования. 2014. № 4. С. 114-130. https://doi.org/10.17976/jpps/2014.04.08


Аннотация

Общепринято представление, что социализм и консерватизм – диаметрально противоположные мировоззрения. Тем не менее, в России существует крупная политическая организация – КПРФ – в идеологии которой соединены левые и правые, коммунистические и традиционные ценности. Поэтому эту партию можно рассматривать как носительницу левого (социального) консерватизма. Чтобы понять, как стал возможен подобный синтез правого и левого, автор делает экскурс в историю, демонстрируя, что консерватизм и социализм имели точки соприкосновения задолго до создания КПРФ. В XIX в. ни социалисты, ни консерваторы не принимали либеральную цивилизацию с ее индивидуализмом и рационализмом. Как славянофилы, так и радикалы-народники противопоставляли миру капиталистического модерна ценности русской крестьянской общины. Духовными предшественниками современного российского левого консерватизма можно считать “национал-большевизм” Н. Устрялова, евразийство, а также коммунистическое “неославянофильство” 1970 х годов. Все эти течения мысли утверждали, что Октябрьская революция 1917 г. и коммунизм являются не разрывом с российской традицией, но, напротив, ее продолжением. После восстановления в 1993 г. Компартии РФ левый консерватизм стал доминирующим в ее руководстве мировоззрением. Лидер партии Г. Зюганов в середине 1990 х годов провел масштабную ревизию ее идеологии, стремясь синтезировать коммунистические представления с государственно-патриотическими, марксизм – со взглядами русских консервативных философов (Н. Данилевского, К. Леонтьева и др.). Зюганов доказывал, что Россия – это самобытная цивилизация, отличная от западной. Российская традиция, согласно Зюганову, носит общинно-коллективистский (соборный) и этатистский характер. Поэтому социализм вполне органичен для России, а советская традиция тождественна российской. Задача же КПРФ, с точки зрения Зюганова, состоит в соединении “красного” идеала социальной справедливости с “белым” идеалом сильной национальной государственности. На основе анализа идеологии КПРФ автор делает вывод, что, хотя в левом консерватизме российских коммунистов и присутствуют элементы аутентичного консерватизма, по ряду параметров он ближе не к консервативной, а реакционной мысли.

Ключевые слова
левый консерватизм; консерватизм; социализм; коммунизм; Коммунистическая партия РФ; традиция; национализм; славянофильство; евразийство.


Содержание номера № 4, 2014

Возможно, Вас заинтересуют:


Поляков Л. В.,
Онтология русской судьбы: хранить вечно?. – Полис. Политические исследования. 2016. №3

Сокольщик Л. М.,
Американский консерватизм и вызов популизма: теоретический и идеологический аспекты. – Полис. Политические исследования. 2021. №1

Макаренко Б. И.,
Консерваторы о консерваторах. – Полис. Политические исследования. 2017. №1

Дискуссия ,
Социалистическое видение современности, или Современное видение социализма. Как истолковать кризис социализма? Нужна ли новая парадигма и почему? Социализм-коммунизм versus демократический социализм. Кризис социального государства, крах реального социа. – Полис. Политические исследования. 1994. №5


ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ: КОНСЕРВАТИЗМ. – Полис. Политические исследования. 2001. №3



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991