Коммеморация столетия революции(й) 1917 года в РФ: анализ стратегий ключевых мнемонических акторов

Коммеморация столетия революции(й) 1917 года в РФ:
анализ стратегий ключевых мнемонических акторов


Малинова О. Ю.,

Доктор философских наук, профессор, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”; главный научный сотрудник, ИНИОН РАН, omalinova@mail.ru


elibrary_id: 197217 | ORCID: 0000-0002-2754-8055 | RESEARCHER_ID: J-7893-2015


DOI: 10.17976/jpps/2018.01.02

Правильная ссылка на статью:

Малинова О. Ю. Коммеморация столетия революции(й) 1917 года в РФ: анализ стратегий ключевых мнемонических акторов. – Полис. Политические исследования. 2018. № 1. С. 9-25. https://doi.org/10.17976/jpps/2018.01.02


Аннотация

Статья посвящена анализу политических практик коммеморации столетия Февральской и Октябрьской революций 1917 г. в России. На основе недавних выступлений политиков и публицистов реконструируются стратегии ключевых мнемонических акторов – властвующей элиты, коммунистов, “консерваторов”, “либералов”, Русской православной церкви и др. Исследование сочетает анализ дискурсов и коммеморативных практик. Коммеморация исторического события рассматривается как политический процесс, исход которого определяется взаимодействиями мнемонических акторов, которые: 1) преследуют определенные политические цели и так или иначе позиционируют себя относительно других акторов, 2) избирательно используют общий репертуар символических ресурсов, участвуя в его трансформации. Анализ основных стратегий мнемонических акторов позволяет сделать вывод о наличии фрагментированного, конфликтного режима памяти о событиях 2017 г. Об этом свидетельствуют не только расхождения оценок исторических событий, но и присутствие в поле политики памяти акторов, использующих символический потенциал революции для продвижения собственных политических повесток и оспаривания нарратива оппонентов. Согласно данным опросов, не менее резкое расхождение оценок революции(й) 1917 г. наблюдается и в общественном мнении. Реализация предложенного властвующей элитой сценария “примирения” потомков красных и белых отчасти облегчается тем, что ее главный оппонент – КПРФ – поддерживает рамки “патриотического” и антизападнического дискурса. Кроме того, власть имеет влиятельного союзника в лице Русской православной церкви. Однако, как показали дискуссии по поводу одного из центральных пунктов программы коммеморации – установки памятника Примирения в Крыму, – в условиях фрагментированного и конфликтного режима памяти оппозиционные официальному курсу мнемонические акторы могут воспрепятствовать публичной демонстрации “примирения и согласия”, даже если они не располагают большими ресурсами. 

Ключевые слова
столетие революции 1917 г. в России; мнемонические акторы; коммеморация; инфраструктура коллективной памяти; политическое использование прошлого; политика памяти; символическая политика; исторический нарратив.


Список литературы

Копосов Н.Е. 2011. Память строгого режима. История и политика в России. М.: Новое литературное обозрение. 320 с.

Малинова О.Ю. 2015. Актуальное прошлое: Символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М.: Политическая энциклопедия. 207 с.

Малинова О.Ю. 2016. Официальный исторический нарратив как элемент по­литики идентичности в России: от 1990-х к 2010-м годам. – Полис. Политические исследования. № 6. С. 139-158. https://doi.org/10.17976/jpps/2016.06.10

Малинова О.Ю. 2017. Неудобный юбилей: Итоги переосмысления “мифа осно­вания” СССР в официальном историческом нарративе РФ. – Политическая наука. № 3. С. 13-40.

Миллер А.И. 2013. Роль экспертных сообществ в политике памяти в России. – Полития. № 4 (71). С. 114-126.

Миллер А.И. 2014. Политика памяти: год разрушенных надежд. – Полития. № 4 (75). С. 49-57.

Рольф М. 2009. Советские массовые праздники. М.: РОССПЭН. 439 с.

Тихонов В.В. 2017. Революция 1917 года в коммунистических практиках и истори­ческой политике советской эпохи. – Российская история. № 2. С. 92-112.

Шерлок Т. 2014. Исторические нарративы и политика в Советском Союзе и пост­советской России. М.: РОССПЭН. 325 с.

Эткинд А. 2016. Кривое горе: Память о непогребенных. М.: Новое литературное обозрение. 328 с.

Benford R.D., Snow D.A. 2000. Framing Process and Social Movements: An Overview and Assessment. – Annual Review of Sociology. Vol. 26. P. 611-639. https://doi.org/10.1146/annurev.soc.26.1.611

Brysk A. 1995. “Hearts and Minds”: Bringing Symbolic Politics Back In. – Polity. Vol. 27. No. 4. P. 559-585. https://doi.org/10.2307/3234960

 Corney F.C. 1998. Rethinking a Great Event: The October Revolution as Memory Project. – Social Science History. Vol. 22. No 4. P. 389-414. https://doi.org/10.1017/S0145553200017892

Heer N.W. 1971. Politics and History in the Soviet Union. Cambridge, Mass.; London: The MIT Press. 319 p.

Irwin-Zarecka I. 1994. Frames of Remembrance. The Dynamics of Collective Memory. New Brunswick (N. J.): Transaction Publishers. 214 p.

Kalinin I. 2011. Nostalgic Modernization: the Soviet Past as ‘Historical Horizon’. – Slavonica. Vol. 17. No. 2. P. 156-166. https://doi.org/10.1179/136174211X13122749974366

Mitrokhin N., Nuritova A., Kishkovsky S. 2009. The Russian Orthodox Church in Contemporary Russia: Structural Problems and Contradictory Relations. – Social Research. Vol. 76. No. 1. P. 289-320.

Papkova I. 2011. The Orthodox Church and Russian Politics. New York: Oxford University Press. 265 p.

Petrone K. 2000. Life Has Become More Joyous, Comrades: Celebrations in the Time of Stalin. Bloomington: Indiana University Press. 280 p.

Schöpflin G. 1997. The Functions of Myth and a Naxonomy of Myths. – Myths and Nationhood. Ed. by G. Hosking, G. Schöpflin. New York: Routledge. P. 19-35.

Sherlock T. 2007. Historical Narratives in the Soviet Union and Post-Soviet Russia: Destroying the Settled Past, Creating an Uncertain Future. New York: Palgrave Macmillan. 272 p.

Smith K.E. 2002. Mythmaking in the New Russia: Politics and Memory in the Yeltsin Era. Ithaca: Cornell University Press. 256 p.

The Art of Commemoration: Fifty years after the Warsaw Uprising. Ed. by T Ensink, C. Sauer. 2003. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. 245 p. https://doi.org/10.1075/dapsac.7

Topolski J. 1999. The Role of Logic and Aesthetic in Constructing Narrative Wholes in Historiography. – History and Theory. Vol. 38. No. 2. Р. 198-210. URL: http://www.jstor.org/stable/2505662 (accessed 01/12/0017).

Torbakov I. 2014. The Russian Orthodox Church and Contestations over History in Contemporary Russia. – Demokratizatsiya. Vol. 22. No. 1. P. 145-170.

Twenty Years after Communism: The Politics of Memory and Commemoration. Ed. by M. Bernhard, J. Kubik. 2014. Oxford: Oxford University Press. 384 p.

Содержание номера № 1, 2018

Возможно, Вас заинтересуют:


Малинова О. Ю.,
Коммеморация столетия революции(й) 1917 года в РФ: сравнительный анализ соперничающих нарративов. – Полис. Политические исследования. 2018. №2

Малинова О. Ю.,
Официальный исторический нарратив как элемент политики идентичности в России: от 1990‑х к 2010‑м годам. – Полис. Политические исследования. 2016. №6

Михалев А. В.,
От рубежа противостояния к руинам забвения, или политика памяти в постсоциалистической Внутренней Азии. – Полис. Политические исследования. 2023. №6

Малинова О. Ю., Карпич Ю. В., Гурин М. Ю.,
Вспоминая август 1991-го: теледокументалистика как инструмент формирования памяти о политическом событии. – Полис. Политические исследования. 2023. №6

Малахов В. С., Летняков Д. Э.,
Крушение гегемониальной нормальности: миграция и политика памяти в США, Великобритании и Франции. – Полис. Политические исследования. 2023. №1

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
3 2012


Иногути Т.
Политическая теория

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991