Этапы становления и развития рынка политических технологий в России и его перспективы


Матвейчев О. А.,

Кандидат философских наук, профессор, Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики”, matveyol@yandex.ru

elibrary_id: 685476 |

DOI: 0.17976/jpps/2018.02.07

Правильная ссылка на статью:

Матвейчев О. А. Этапы становления и развития рынка политических технологий в России и его перспективы. – Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 82-99. DOI: https://doi.org/0.17976/jpps/2018.02.07


Аннотация

В статье освещается история становления и развития в России рынка политических технологий и профессии политического консультанта, рассматриваемых как особый феномен, оказывающий существенное влияние на политический процесс в стране. Автор выделяет семь этапов становления отечественного политтехнологического рынка, содержательно совпадающих с этапами развития государственности и демократических институтов в современной России: 1) возникновение рынка, “политический энтузиазм” (1985-1993); 2) легитимизация и мифологизация политического консультирования и политических технологий (1994 – первая половина 1996); 3) “золотой век” (вторая половина 1996-1999); 4) стагнация и администрирование рынка (2000-2004); 5) “клиническая смерть” (2005-2007); 6) деградация традиционных технологий и перенесение творческой активности в интернет-пространство (2008-2011); 7) оживление рынка политтехнологий (2012-2017). С параметрами политической системы в стране прямо коррелируют также и избирательные технологии, используемые в разное время в избирательном процессе. Анализируя эпохальные и знаковые избирательные кампании с начала 1990-х годов до 2017 г., автор устанавливает закономерности процесса развития политических технологий в российских реалиях и дает собственную интерпретацию важнейших тенденций организации современного политического процесса. Автор отмечает, что профессия политконсультанта/политтехнолога применяется в России гораздо шире, нежели в странах “развитой демократии”, а ее российские представители, как правило, обладают более высокой квалификацией. По мнению автора, востребованность политтехнологов высокого класса будет лишь возрастать – несмотря на констатируемое некоторыми экспертами “сворачивание демократического проекта”.

Ключевые слова
политика; маркетинг; электоральная политология; политические технологии; политический консалтинг; политический менеджмент; public relations.


Список литературы

Анохин М.Г., Гришин О.Е. 2000. Техника, технологии, политические технологии. – Актуальные проблемы политики и политологии в России. Под ред. О.В. Гаман-Голутвиной. М.: Изд-во РАГС. С. 117-128.

Воины креатива. Главная книга 2008-2012. 2008a. М.: ЭКСМО. 256 с.

Воины креатива. Праведный меч. 2008b. М.: ЭКСМО. 320 с.

Воля О. 2009. Американское сало. М.: Алгоритм-книга. 416 с.

Гончаров В.Э. 2014. Странствующие рыцари демократии. Политические консультанты в XXI веке. СПб.: ИВЭСЭП. 378 с.

Гусев Д.Г., Матвейчев О.А., Хазеев Р.Р., Чернаков С.Ю. 2002. Уши машут ослом.

Современное социальное программирование. Пермь: Alex J. Bakster Group. 192 с.

Егорова-Гантман Е.В., Плешаков К.В. 1999. Политическая реклама. М.: Никколо-Медиа. 240 с.

Кудинов О.П. 2000. Основы организации и проведения избирательных кампаний в регионах России: теории, методы, технологии, практика. Калининград: Янтарный сказ. 468 с.

Куртов А., Коган М. 2002. Охота на дракона. Размышления о выборах и политическом консультировании. М.: ГУ ВШЭ. 313 с.

Матвейчев О.А. 1999. Что такое политический консалтинг? Проблемы манипуляции. М.: Пайдейя. 295 с.

Матвейчев О.А. 2005. Суверенитет духа. М.: Поколение. 512 с.

Медиа-активизм. 2009. Большая актуальная политическая энциклопедия. Под ред. А.В. Белякова и др. М.: ЭКСМО.

Минченко Е.Н. 2001. Как стать и остаться губернатором. Екатеринбург: Урал ЛТД. 480 с.

Миронов А.С. 2001. Раздувай и властвуй. М.: Добросвет. 216 с.

Мошкин С.В. 1994. Политическая реклама. Пособие для начинающих политиков. Екатеринбург: УрО РАН. 113 с.

Политическое консультирование. 2002. Под ред. Е.В. Егоровой-Гантман и И.Е. Минтусова. М.: Никколо-Медиа. 471 с.

Рашкофф Д. 2003. Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М.: Ультра.Культура. 368 с.

Самый короткий путь к власти. Технология выборов. 1995. Таганрог: Сфинкс. 256 с.

Ткачук И.С., Коновалова М.А. 2016. Основные этапы развития профессионального политического консалтинга в посткоммунистической России. – Научная дискуссия: вопросы социологии, политологии, философии, истории. № 9 (49). С. 44-47.

Фаер С.А. 1998. Приемы стратегии и тактики предвыборной борьбы. СПб: Стольный град. 136 с.

Файрушина М.З. 2010. Особенности становления и основные этапы развития политического консалтинга в федеральных и региональных избирательных кампаниях России. – Вестник Башкирского университета. Т. 15. № 3. С. 763-766.

Электоральная политология: теория и опыт России. 1998. СПб.: Изд-во С.‑Петерб. ун-та. 202 с.

Hough J. Democratization and Revolution in the USSR, 1985-1991. Washington: Brookings Institution Press, 1997. 560 p.

Содержание номера № 2, 2018

Возможно, Вас заинтересуют:


Недяк И. Л.,
Политический маркетинг. – Полис. Политические исследования. 2010. №3

Ильясов Ф. Н.,
Политический маркетинг, или как продать вождя . – Полис. Политические исследования. 1997. №5

Нежданов Д. В., Русакова О. Ф.,
«Политический рынок» как системообразующая метафора современного политологического дискурса. – Полис. Политические исследования. 2011. №4

Пшизова С. Н.,
Можно ли управлять демократией? Часть I. – Полис. Политические исследования. 2013. №6

Саква Р. ,
Ценностная политика vs политика диалога в современной Европе. – Полис. Политические исследования. 2014. №2



Комментарии к этой странице:

 
 

Архив номеров

   2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991