Мерцающий секуляризм:
религия в российском публичном пространстве


Малахов В. С.,

Доктор политических наук, директор Центра теоретической и прикладной политологии Института общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, malakhov-vs@ranepa.ru

elibrary_id: 223604 |

Летняков Д. Э.,

Кандидат политических наук, научный сотрудник Центра теоретической и прикладной политологии Института общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, letnyakov@mail.ru

elibrary_id: 588916 |


DOI: 10.17976/jpps/2020.01.10
Правильная ссылка на статью:

Малахов В. С., Летняков Д. Э. Мерцающий секуляризм: религия в российском публичном пространстве. – Полис. Политические исследования. 2020. № 1. С. 135-149. https://doi.org/10.17976/jpps/2020.01.10



   Купить электронную версию статьи в Полисмаге
Аннотация

В центре внимания авторов статьи находится тезис о десекуляризации российского государства. Сторонники данного тезиса утверждают, что в поведении российских властей просматривается отход от принципа секуляризма. Подвергая данный тезис критическому переосмыслению, авторы приходят к выводу, что он не выдерживает эмпирической проверки, и впечатление, будто российская власть разворачивается в противоположную от секуляризма сторону, иллюзорно. Наблюдатели становятся жертвой данной иллюзии по той причине, что не учитывают двух обстоятельств. Во-первых, рассогласования между публичной самопрезентацией власти (“символической политикой”) и ее практическими действиями (“инструментальной политикой”); во-вторых, разнонаправленного характера деятельности различных государственных институтов. На уровне символической политики власть в самом деле избегает четкой и бескомпромиссной демонстрации собственной светскости. Однако на уровне инструментальной политики отказа от секуляризма не происходит. Риторические упражнения, связанные с “православной” традицией или с традицией “многоконфессиональности”, не имеют значимых институциональных последствий. 

Ключевые слова
десекуляризация, клерикализация, системное лицемерие, символическая политика, государство, церковь, религия, Россия.


   Купить электронную версию статьи в Полисмаге
Список литературы

Бурдье П. 2017. О государстве. Курс лекций в Коллеж де Франс (1989-1992). М.: Дело.

Викторова А. 2003. Время подводить итоги. – Пределы светскости: общественная дискуссия о принципе светскости государства и путях реализации свободы совести. Сост. А. Верховский. М.: Центр “Сова”. С. 211-226.

Звеерде ван дер Э. 2012. Осмысливая “секулярность”. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Т. 30. № 2. С. 82-91.

Изобретение религии: десекуляризация в постсоветском контексте. 2015. Науч. ред. Ж.В. Кормина, А.А. Панченко, С.А. Штырков. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Ильин Г.Л. 2012. О клерикализации российского образования. – Наука и школа. № 5. С. 190-193.

Карпов В. 2012. Концептуальные основы теории десекуляризации. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Т. 30. № 2. С. 114-164.

Кнорре Б. 2014. Российское православие. Постсекулярная институционализация в пространстве власти, политики и права. – Монтаж и демонтаж секулярного мира. Под ред. А. Малашенко и С. Филатова. М.: РОССПЭН. С. 42-102.

Кржевов В.С. 2012. Религия в современной России: духовное возрождение или клерикализация общества? – Философские науки. № 10. С. 93-105.

Курилов В.А. 2018. Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР (вторая половина XX века): религиоведческий анализ. Автореферат диссертации к. филос. наук. Санкт-Петербург.

Малинова О.Ю. 2010. Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России. – Полис. Политические исследования. № 2. С. 90-105. URL: https://www.politstudies.ru/article/4261 (accessed 24.11.2019).

Митрохин Н. 2004. Клерикализация образования и реакция современного российского общества. – Информационно-аналитический центр “Сова”. 29.10. URL: http://www.sova-center.ru/religion/publications/secularism-limits/2004/10/d2840/ (accesses 27.04.2019).

Поцелуев С.П. 1999. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме. – Полис. Политические исследования. № 5. С. 62-75.

Растимешина Т.В. 2012. Клерикализация среднего образования: гуманистическое и политическое измерение. – Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. № 3. С. 173-180.

Тощенко Ж.Т. 2009. Теократия, клерикализм, светскость. – Вера. Этнос. Нация. Религиозный компонент этнического сознания. Отв. ред. М.П. Мчедлов. М.: Культурная революция. С. 84-110.

Узланер Д. 2010. Советская модель секуляризации. – Социологические исследования. № 6. С. 62-69.

Шнирельман В.А. 2017a. Православные фундаменталисты России в эпоху “культурных войн”. – Этническое и религиозное многообразие России. Под ред. В.А. Тишкова, В.В. Степанова. М.: ИЭА РАН. С. 200-229.

Шнирельман В. 2017b. Религиозная культура или приглашение в религию – чему учат новые учебники? – Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. № 4. С. 89-118. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2017-35-4-89-118

Штекль К. 2018. Три модели государственно-церковных отношений в современной России. – Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 3. С. 195-223. https://doi.org/10.22394/2073-7203-2018-36-3-195-22 3

 

Berger P., Davie G., Fokas E. 2008. Religious America, Secular Europe? A Theme and Variations. Ashgate Publishing, Ltd.

Bhargava R. 2011. Rehabilitating Secularism. – Rethinking Secularism. Ed. by C. Calhoun,

M. Juergensmeyer, J. VanAntwerpen. Oxford – New York: Oxford University Press. P. 92-113. https://doi.org/10.1017/s1537592712003246

Brunsson N. 1989. The Organization of Hypocrisy: Talk, Decisions and Actions in Organizations. Chichester: John Wiley & Sons. https://doi.org/10.1177/017084069201300211

Brunsson N. 2007. The Consequences of Decision-Making. Oxford – New York: Oxford University Press.

Casanova J. 2009. The Secular and Secularisms. – Social Research. Vol. 76. No. 4. P. 1049-1066.

Froese P. 2004. Forced Secularization in Soviet Russia: Why an Atheist Monopoly Failed. – Journal for the Scientific Study of Religion. Vol. 43. No. 1. P. 35-50. https://doi.org/10.1111/j.1468-5906.2004.00216.x

Lisovskaya E., Karpov V. 2010. Orthodoxy, Islam, and the Desecularization of Russia’s State Schools. – Politics and Religion. No. 3. P. 276-302. https://doi.org/10.1017/s1755048310000040

Madeley J.A. 2003. Framework for the Comparative Analysis of Church-State Relations in Europe. – West European Politics. Vol. 26. No. 1. P. 23-50. https://doi.org/10.1080/01402380412331300187

March J.G., Olsen J.P. 1989. Rediscovering Institutions: The Organizational Basis of Politics. New York: Free Press.

Stepan A. 2011. The Multiple Secularisms of Modern Democratic and Non-Democratic Regimes. – Rethinking Secularism. Ed. by C. Calhoun, M. Juergensmeyer, J. VanAntwerpen. Oxford – New York: Oxford University Press. P. 114-144. https://doi.org/10.1017/s1537592712003246

The Desecularization of the World: Resurgent Religion and World Politics. 1999. Ed. by Peter L. Berger. Grand Rapids, Michigan: William B. Eerdmans Publishing Co.

Zrinščak S. 2011. Church, State and Society in Post-Communist Europe. – Religion and the State. A Comparative Sociology. Ed. by J. Barbalet, A. Possamai, B.S. Turner. London – New York – Delhi: Anthem Press. P. 157-182. https://doi.org/10.7135/upo9780857288073.008 

Содержание номера № 1, 2020

Возможно, Вас заинтересуют:


Хабермас Ю. ,
Религия, право и политика. Политическая справедливость в мультикультурном Мир-Обществе. – Полис. Политические исследования. 2010. №2

Зубов А. Б.,
Христиане и политика: гонящая Церковь и гонимая Церковь. Почему все, желающие жить во Христе Иисусе, будут гонимы?. – Полис. Политические исследования. 2008. №2

От редакции ,
РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ! (ВВЕДЕНИЕ В РУБРИКУ “СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА”). – Полис. Политические исследования. 2015. №4

Малинова О. Ю.,
Символическая политика и конструирование макрополитической идентичности в постсоветской России. – Полис. Политические исследования. 2010. №2

Чимирис Е. С., Донцев С. П.,
Церковь и модернизация в России: в поиске новых ценностных основ. – Полис. Политические исследования. 2010. №6



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
6 2008


Тенги де А.
Выход из империи: тяжелое наследство

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991