Политическая философия свободы в христианской аксиологии республиканизма


Сардарян Г. Т.,

Доктор политических наук, МГИМО МИД России, Москва, Россия, sardaryan.mgimo@gmail.com

elibrary_id: 755856 | ORCID: 0000-0001-8515-4321 | RESEARCHER_ID: P-9791-2017


DOI: 10.17976/jpps/2021.04.10
Правильная ссылка на статью:

Сардарян Г. Т. Политическая философия свободы в христианской аксиологии республиканизма. – Полис. Политические исследования. 2021. № 4. С. 132-147. https://doi.org/10.17976/jpps/2021.04.10


Аннотация

В статье рассматриваются христианские религиозно-культурные основы идей республиканизма посредством анализа классической и современной политической философии. Центральным вопросом является возможность читать республику универсальной формой правления, для реализации которой достаточно должного конституционно-правового регулирования политического процесса, либо же ее рассмотрение в призме зависимости от культурно-ценностных парадигм, порождаемых религиозным наследием. С этой целью проводится анализ сущностного содержания идейно-теоретических основ республики, сопоставляемых с христианской религиозно-культурной традицией. Отражены самые различные подходы к пониманию как целеполагания республики в целом, так и ее составных институтов. Ключевая задача – изучить место и роль идей и ценностей в формировании государственных институтов, проследив влияние религиозно-культурного фактора на формирование общественного консенсуса по вопросам конфигурации устройства государственной власти, рассмотрев, в итоге, какова роль христианства в становлении современного идейно-теоретического базиса республиканизма и его ключевой идеологемы – свободы. Автор приходит к выводу, что республика невозможна без осознания обществом своей субъектности, наличия общих интересов, которые могут превалировать над частными, и необходимости жертвовать индивидуальными благами во имя общего дела, определяемого общественной аксиологией. Все это составляет идеи христианства, что делает его возможным истинным источником современной республиканской модели. Ярким примером тому является центральная тема республиканизма – свобода, которая традиционно отождествляется в классических трудах с “нерабством”. Однако негативная концепция, т.е. восприятие свободы как “нерабства”, слишком расплывчата и не дает никакого понимания о сущности того, что представляет собой свобода как самостоятельная категория. Без цели, смысла и идейной сущности свобода как “нерабство” представляет собой рабовладение. Для преодоления этого противоречия необходимо выйти за рамки негативной концепции свободы и дихотомии рабовладелец/раб. Без христианства западная форма республиканской идеи прав человека лишена философского фундамента для аксиологии свободы. Планомерное же уничтожение христианского религиозно-культурного наследия способно привести к лишению республики ее идейно-теоретического базиса, а впоследствии и к дисфункциональности ее ключевых институтов. 

Ключевые слова
республиканизм, христианство, свобода, аксиология, институты.


Список литературы

Arendt H. 1969. On Violence. New York.

Becker H. 2007. Telling About Society. Chicago: Chicago University Press

Brooke C. 2009. “In Roman costume and with Roman phrases”: Skinner, Pettit and Hobbes on Republican Liberty (Review). – Hobbes Studies. Vol. 22. No. 2. P. 178-184. https://doi.org/10.1163/092158909X12452520755559

Crabtree C., Kern H.L., Siegel D.A. 2020. Cults of Personality, Preference Falsification, and the Dictator’s Dilemma. – Journal of Theoretical Politics. Vol. 32. No. 3. P. 409-434. https://doi.org/10.1177/0951629820927790

DeHart P.R. 2012. Covenantal Realism: The Self-Referential Incoherency of Conventional Social Contract Theory and the Necessity of Consent. – Perspectives on Political Science. Vol. 41. No. 3. P. 165-177. https://doi.org/10.1080/10457097.2012.692643

Flamigni C. 2015. About Informed Social Consent and About Duty of Evolution of the Norms. – Notizie di Politeia. Vol. 31. No. 119. P. 3-9.

Foret F., Riva V. 2010. Religion Between Nation and Europe: The French and Belgian ‘No’ to the Christian Heritage of Europe. – West European Politics. Vol. 33. No. 4. P. 791-809. https://doi.org/10.1080/01402381003794621

Foucault M. 1983. The Subject and Power. – Michel Foucault: Beyond structuralism and hermeneutics. Ed. by H. Dreyfus, P. Rabinow. P. 208-226. Chicago: University of Chicago Press.

Goffman E. 1959. The Presentation of Self in Everyday Life. New York: Anchor Books.

Gray P.W. 2014. Vanguards, Sacralisation of Politics, and Totalitarianism: Category-Based Epistemology and Political Religion. – Politics, Religion and Ideology. Vol. 15. No. 4. P. 521-540. https://doi.org/10.1080/21567689.2014.957686

Gruhn I.V. 2015. Theory of State Formation. – International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Ed. by J.D. Wright. Elsevier. P. 353-355.

Gu X. 2021. Sacrifice and Indebtedness: The Intergenerational Contract in Chinese Rural Migrant Families. – Journal of Family Issues. P. 1-25. https://doi.org/10.1177/0192513X21993890

Hayek F.A.V. 1965. Kinds of Rationalism. – The Economic Studies Quarterly. Vol. 15. No. 2.

Hegel G.W.F. 2015. The Philosophy of Right. Hackett Publishing Company, Incorporated.

Ihering R. von, Lalor J.J. 2013. The Struggle for Law. Gale, Making of Modern Law.

Jed W.A. 2012. Cicero on Politics and the Limits of Reason. – Cicero on Politics and the Limits of Reason. Cambridge: Cambridge University Press.

Jurdjevic M. 2008. Guardians of Republicanism: The Valori Family in the Florentine Renaissance. Oxford University Press.

Keeler J.T.S. 1993. Executive Power and Policy-Making Patterns in France: Gauging the Impact of Fifth Republic Institutions. – West European Politics. Vol. 16. No. 4. P. 518-544. https://doi.org/10.1080/01402389308424989

Korvela P.-E. 2005. Machiavelli’s Critique of Christianity. Redescriptions. – Yearbook of Political Thought and Conceptual History. Vol. 9. No. 1. P. 183-213. https://doi.org/10.7227/R.9.1.10

Lukes S. 1974. Power: A Radical View. London: Macmillan Press.

Mandevile B. 1714. The Fable of the Bees: or, Private Vices, Publick Benefits. London: Printed for J. Roberts.

McGraw K.M., Dolan T.M. 2007. Personifying the State: Consequences for Attitude Formation. – Political Psychology. Vol. 28. No. 3. P. 299-327. https://doi.org/10.1111/j.1467-9221.2007.00570.x

Messina J.P., Wiens D. 2020. Morals from Rationality Alone? Some Doubts. – Politics, Philosophy and Economics. Vol. 19. No. 3. P. 248-273. https://doi.org/10.1177/1470594X20906616

Morgan J. 2019. The State, Law, Religion, and Justice in Cicero’s the Republic and the Laws: An Aristotelian-Thomistic Interpretation. – Studia Gilsoniana. Vol. 8. No. 3. P. 645-680.

Paulson L. 2014. A Painted Republic: The Constitutional Innovations of Cicero’s De legibus. – Etica e Politica. Vol. 16. No. 2. P. 307-340.

Petersen M.B., Skaaning S.-E. 2010. Ultimate Causes of State Formation: The Significance of Biogeography, Diffusion, and Neolithic Revolutions. – Historical Social Research. Vol. 35. No. 3. P. 200-226.

Rousseau J.-J. 1997. Geneva Manuscript. – The Social Contract and Other Later Political Writings. Cambridge: Cambridge University Press.

Skinner Q. 1978. The Foundations of Modern Political Thought. Vol. 2. The Age of Reformation. Cambridge: Cambridge University Press.

Stonawski M., Potančokova M., Skirbekk V. 2016. Fertility Patterns of Native and Migrant Muslims in Europe. – Population, Space and Place. Vol. 22. No. 6. P. 552-567. https://doi.org/10.1002/psp.1941

Tama J. 2020. Forcing the President’s Hand: How the US Congress Shapes Foreign Policy through Sanctions Legislation. – Foreign Policy Analysis. Vol. 16. No. 3. P. 397-416. https://doi.org/10.1093/fpa/orz018

Taylor Ch. 1985. What’s Wrong with Negative Liberty. – Philosophy and the Human Sciences: Philosophical Papers. Vol. 2. Cambridge: Cambridge University Press. P. 211-229.

Taylor Ch. 1992. The Politics of Recognition. – Multiculturalism: Examining the Politics of Recognition. Ed. by A. Gutmann. Princeton: Princeton University Press. P. 25-73.

Weiss G. 2020. Searching for Europe: The Problem of Legitimisation and Representation in Recent Political Speeches on Europe. – Journal of Language and Politics. Vol. 1. No. 1. P. 59-83. https://doi.org/10.1075/jlp.1.1.06wei 

Содержание номера № 4, 2021

Возможно, Вас заинтересуют:


Воевода Е. В., Белогуров А. Ю.,
Аксиология образования в дискурсе современной политики. – Полис. Политические исследования. 2018. №6

Каргина И. Г.,
Метаморфозы христианства на фоне постмодернистского пейзажа. – Полис. Политические исследования. 2012. №5

Баньковская С. П.,
Миграция, свобода и гражданство: парадоксы маргинализации. – Полис. Политические исследования. 2006. №4

Круглый стол журнала «ПОЛИС» , Кара-Мурза А. А., Чугров С. В., Зубов А. Б., Рашковский Е. Б., Кантор В. К., Жукова О. А.,
Российский либерализм и христианские ценности. – Полис. Политические исследования. 2011. №3

Межуев В. М.,
Насилие и свобода в политическом контексте. – Полис. Политические исследования. 2004. №3



Комментарии к этой странице:

 
 

Архив номеров

   2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991