Регионализм как драйвер активности европейских регионов в отношениях с центром

Регионализм как драйвер активности европейских регионов в отношениях с центром


Сулимов К. А.,

Кандидат политических наук, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Россия; Пермский федеральный исследовательский центр УрО РАН, Пермь, Россия, k.sulimov@psu.ru


elibrary_id: 165171 | ORCID: 0000-0003-4277-3135 | RESEARCHER_ID: N9455-2018

Дата поступления статьи: 2021.12.27. Принята к печати: 2022.06.17
DOI: 10.17976/jpps/2022.06.04

Правильная ссылка на статью:

Сулимов К. А. Регионализм как драйвер активности европейских регионов в отношениях с центром. – Полис. Политические исследования. 2022. № 6. С. 38-54. https://doi.org/10.17976/jpps/2022.06.04


Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 19-18-00053 “Субнациональный регионализм и динамика многоуровневой политики (российские и европейские практики)”) в Пермском федеральном исследовательском центре УрО РАН.

Аннотация

Регионализм стал одной из движущих сил в трансформации институциональной архитектуры взаимодействий территориальных политий разных уровней в рамках Европейского союза в течение последних десятилетий. Регионы приобрели, пусть и очень неравномерно, значительные полномочия в отношении самоуправления и влияния на принятие решений на других уровнях власти – национальном и ЕС. Но активность в использовании этих полномочий сильно варьирует в кросс-региональном и в кросс-национальном измерениях. Исследование построено на предположении, что регионализм, понимаемый как идеология и движение субнационального сообщества, политически представляемый регионалистскими партиями, является одним из факторов этой вариативности. Это предположение было проверено на материале использования регионами двух специальных механизмов взаимодействия с центром: региональные инициативы в национальных легислатурах и оспаривание в конституционных судах решений национальных органов власти. Были собраны данные за период с 2001 по 2020 г. по 80 регионам Италии, Германии, Испании и Швейцарии (2 610 инициатив и 1 444 обращения в суд – без Швейцарии, хотя этим правом кантоны обладают). Также были определены регионалистские партии в этих регионах и использованы данные об их силе в региональных легислатурах (всего 77 партий в 34 регионах). Ключевая гипотеза состоит в том, что сила регионалистских партий в регионе позитивно влияет на активность региона в использовании механизмов взаимодействия. Результаты анализа подтверждают значимость регионалистской силы для всех стран вместе и для каждой в отдельности в сочетании с менее устойчивым влиянием ресурсности и специфичности регионов. При этом есть значительные отличия между странами, которые можно объяснить тем, что эти два механизма включены в сильно различающиеся по степени институционализированности и политической значимости страновые системы отношений по линии “регионы – центр”, которые по-разному фреймируют региональные и регионалистские стратегии по использованию отдельных механизмов взаимодействия с центром.

Ключевые слова
регионализм, регионалистские партии, регионы, Италия, Германия, Испания, Швейцария, законодательная инициатива регионов, конституционный суд, многоуровневая политика.


Список литературы

Панов П.В. 2020. Многоликий регионализм. Вестник Пермского университета. Политология. № 1. С. 102-115. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2020-1-102-115

Панов П.В. 2021а. Регионализм и многоуровневая политика: участие региональных акторов в европейских проектах. Вестник Пермского федерального исследовательского центра. № 2. С. 72-82. https://doi.org/10.7242/2658-705X/2021.2.7

Панов П.В. 2021б. База данных “Субнациональный регионализм и многоуровневая поли­тика (REG-MLG)”. Вестник Пермского университета. Политология. № 4. С. 111-120. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2021-4-111-120

 

Abels, G., & Battke, J. (Ed.). (2019). Regional governance in the EU: regions and the future of Europe. Cheltenham: Edward Elgar Publishing. https://doi.org/10.4337/9781788978620

Alonso, S., Cabeza, L., & Gómez B. (2015). Parties’ electoral strategies in a two-dimensional political space: evidence from Spain and Great Britain. Party Politics, 21(6), 851-865. https://doi.org/10.1177/1354068815597576

Aroney, N., & Kincaid, J. (Ed.). (2017). Courts in federal countries: federalists or unitarists? Toronto: University of Toronto Press.

Auel, K. (2014). Intergovernmental Relations in German Federalism: co-operative federalism, party politics and territorial conflicts. Comparative European Politics, 12(4-5), 422-443. https://doi.org/10.1057/cep.2014.13

Basile, L. (2015). A dwarf among giants? Party competition between ethno-regionalist and state-wide parties on the territorial dimension: The case of Italy (1963-2013). Party Politics, 21(6), 887-899. https://doi.org/10.1177/1354068815597574

Behnke, N., & Mueller, S. (2017). The purpose of intergovernmental councils: a framework for analysis and comparison. Regional & Federal Studies, 27(5), 507-527. https://doi.org/10.1080/13597566.2017.1367668

Benz, A. (2017). The Federal constitutional court of Germany: guardian of unitarism and federalism. In N. Aroney, & J. Kincaid (Ed.), Courts in federal countries: federalists or unitarists? (pp. 193-222). Toronto: University of Toronto Press.

Dandoy, R. (2010). Ethno-regionalist parties in Europe: a typology. Perspectives on Federalism, 2(2), 194-220.

De Winter, L., & Türsan, H. (Ed.). (1998). Regionalist parties in Western Europe. London: Routledge.

Elias, A., Szöcsik, E., & Zuber, CI. (2015). Position, selective emphasis and framing: How parties deal with a second dimension in competition. Party Politics, 21(6), 839-850. https://doi.org/10.1177/1354068815597572

Elias, A., & Tronconi, F. (2011). From protest to power: autonomist parties in government. Party Politics, 17(4), 505-524. https://doi.org/10.1177/1354068811400528

Fitjar, R. (2010). Explaining variation in sub-state regional identities in Western Europe. European Journal of Political Research, 49(4), 522-544. https://doi.org/10.1111/j.1475-6765.2009.01907.x

Groppi, T. (2008). The Italian Constitutional court: towards a ‘multilevel system’ of constitutional review. Journal of Comparative Law, 3(2), 100-117.

Hamann, K., & Field, B.N. (2015). Framing legislative bills in parliament: regional-nationalist parties’ strategies in Spain’s multinational democracy. Party Politics, 21(6), 900-911. https://doi.org/10.1177/1354068815597575

Harguindeguy, J.-B., Sola Rodríguez, G., & Cruz Díaz, J. (2018). Between justice and politics: the role of the Spanish Constitutional Court in the state of autonomies. Territory, Politics, Governance, 8(2), 222-240. https://doi.org/10.1080/21622671.2018.1557073

Hooghe, L., Marks, G., Schakel, A., Niedzwiecki, S., Chapman-Osterkatz, S., & Shair-Rosenfield, S. (2016). Measuring regional authority: a postfunctionalist theory of governance. Vol. I. Oxford: Oxford University Press. https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198728870.001.0001

Houten, P., van. (2007). Regionalist challenges to European states: a quantitative assessment. Ethnopolitics, 6(4), 545-568. https://doi.org/10.1080/17449050701607648

Huwyler, O., Tatham, M., & Blatter, J. (2018). Party politics, institutions, and identity: the dynamics of regional venue shopping in the EU. West European Politics, 41(3), 754-778. https://doi.org/10.1080/014 02382.2017.1404822

Jensen, M.D., Koop, C., & Tatham, M. (2014). Coping with power dispersion? Autonomy, co-ordination and control in multilevel systems. Journal of European Public Policy, 21(9), 1237-1254. https://doi.org/10.1 080/13501763.2014.922861

Leon, S. (2017). Intergovernmental councils in Spain: challenges and opportunities in a changing po­litical context. Regional & Federal Studies, 27(5), 645-665. https://doi.org/10.1080/13597566.2017.1354850

Marangoni, F., & Tronconi, F. 2011. When territory matters: parliamentary profiles and legislative be­haviour in Italy (1987-2008). The Journal of Legislative Studies, 17(4), 415-434. https://doi.org/10.1080/13 572334.2011.617549

Massetti, E., & Schakel, A.H. (2017). Decentralisation reforms and regionalist parties’ strength: accommo­dation, empowerment or both? Political Studies, 65(2), 432-451. http://dx.doi.org/10.1177/0032321716644612

Massetti, E., & Schakel, A.H. (2016). Between autonomy and secession: decentralization and regionalist party ideological radicalism. Party Politics, 22(1), 59-79. https://doi.org/10.1177/1354068813511380

Massetti, E., & Schakel, A.H. (2018). A world of difference: the sources of regional government composition and alternation. West European Politics, 41(3), 703-727. https://doi.org/10.1080/01402382.2017.1400237

Mueller, S., & Mazzoleni, O. (2016). Regionalist protest through shared rule? Peripherality and the use of cantonal initiatives in Switzerland. Regional and Federal Studies, 26(1), 45-71. https://doi.org/10.1080/1 3597566.2015.1135134

Noble, B. (2019). Regional legislatures and national lawmaking. The Journal of Legislative Studies, 25(1), 143-147. https://doi.org/10.1080/13572334.2019.1570597

Palermo, F., & Wilson, A. (2014). The multi-level dynamics of state decentralization in Italy. Comparative European Politics, 12(4-5), 510-530. https://doi.org/10.1057/cep.2014.11

Pellegrina, L.D., & Garoupa, N. (2013). Choosing between the government and the regions: An empirical analysis of the Italian constitutional court decisions. European Journal of Political Research, 52(4), 558-580. https://doi.org/10.1111/1475-6765.12003

Schnabel, J., & Mueller, S. (2017). Vertical influence or horizontal coordination? The purpose of inter­governmental councils in Switzerland. Regional & Federal Studies, 27(5), 549-572. https://doi.org/10.1080 /13597566.2017.1368017

Shair-Rosenfield, S., Schakel, A.H., Niedzwiecki, S., Marks, G., Hooghe, L., & Chapman-Osterkatz, S. (2021). Language difference and regional authority. Regional and Federal Studies, 31(1), 73-97. https://doi.org/10.1080/13597566.2020.1831476

Sorens, J. (2008). Regionalists against secession: the political economy of territory in advanced democ­racies. Nationalism and Ethnic Politics, 14(3), 325-360. https://doi.org/10.1080/13537110802289670

Sternberg, S., Gschwend, T., Wittig, C., & Engst, B.G. (2015). Zum Einfluss der öffentlichen Meinung auf Entscheidungen des Bundesverfassungsgerichts: Eine Analyse von abstrakten Normenkontrollen sowie Bund-Länder-Streitigkeiten 1974-2010. Politische Vierteljahresschrift, 56(4), 570-598. https://doi.org/10.5771/0032-3470-2015-4-570

Swenden, W. (2010). Subnational participation in national decisions: the role of second chambers. In H. Enderlein, S. Wälti, & M. Zürn (Ed.), Handbook on Multi-level Governance (pp. 103-123). Cheltenham, Northampton: Edward Elgar Publishing.

Tatham, M. (2015). Regional voices in the European Union: subnational influence in multilevel politics. International Studies Quarterly, 59(2), 387-400. https://doi.org/10.1111/isqu.12184

Tatham, M. (2019). Regions as lobbyists. In G. Abels, & J. Battke (Ed.), Regional Governance in the EU. Regions and the Future of Europe (pp. 211-230). Cheltenham: Edward Elgar Publishing. https://doi.org/10. 4337/9781788978620.00023

Toubeau, S. (2011). Regional nationalist parties and constitutional change: a framework for analysis. Regional and Federal Studies, 21(4-5), 427-446. https://doi.org/10.1080/13597566.2011.578929

Toubeau, S., & Massetti, E. (2013). The party politics of territorial reforms in Europe. West European Politics, 36(2), 313-332. https://doi.org/10.1080/01402382.2013.749657

Ugues, A., Jr., Vidal, M.D.X., & Bowler, S. (2017). Los Congresos Estatales y la Política Federal en México: state legislatures and federal policymaking in Mexico. The Journal of Legislative Studies, 23(4), 594-613. https://doi.org/10.1080/13572334.2017.1394740

Содержание номера № 6, 2022

Возможно, Вас заинтересуют:


Кирьянов И. К., Панов П. В.,
Регионалистские проекты в неэтнических регионах России: акторы, легитимация, эффективность. – Полис. Политические исследования. 2022. №1

Назукина М. В.,
Регионализм в «посланиях» глав субъектов РФ: дискурсивный аспект. – Полис. Политические исследования. 2022. №2

Павлов Н. В.,
Германия после Меркель (ждать ли изменений во внешней политике ФРГ?). – Полис. Политические исследования. 2019. №6

Лисовский Ю. П.,
Социокультурные предпосылки модернизации (Послевоенная Италия). – Полис. Политические исследования. 1992. №6

Кожокин Е. М.,
О защите прав большинства. – Полис. Политические исследования. 2017. №1



Комментарии к этой странице:

 
 

Архив номеров

   2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991