Институционализация российской национальной школы в поле политики (на примере саха- и татароязычных школ республик Саха (Якутия) и Татарстан)

Институционализация российской национальной школы в поле политики (на примере саха- и татароязычных школ республик Саха (Якутия) и Татарстан)


Габдрахманова Г. Ф.,

Доктор социологических наук, Институт истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, Казань, Россия; Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Россия, medi54375@mail.ru


elibrary_id: 292391 | ORCID: 0000-0002-1796-5234 | RESEARCHER_ID: N-1811-2017

Дата поступления статьи: 2022.04.10. Принята к печати: 2022.11.28


DOI: 10.17976/jpps/2023.03.08
EDN: IYLITX


Правильная ссылка на статью:

Габдрахманова Г. Ф. Институционализация российской национальной школы в поле политики (на примере саха- и татароязычных школ республик Саха (Якутия) и Татарстан). – Полис. Политические исследования. 2023. № 3. С. 98-113. https://doi.org/10.17976/jpps/2023.03.08. EDN: IYLITX


Исследование выполнено по проекту “Сохранение языкового и культурного многообразия и устойчивое развитие Арктики и Субарктики Российской Федерации” (грант Правительства России, соглашение № 075-15-2021-616).

Аннотация

В статье ставится задача изучить в эволюционном ракурсе процессы институционализации российской национальной школы (НШ) в постсоветское время в контексте языкового территориального режима (ЯТР). Данный режим рассматривается как система конституированных идей по вопросам использования национальных (нерусских) языков в качестве средств обучения и действий в отношении НШ, построенных на пересечении интересов правящих и неправящих акторов и приводящих к ее институциональному оформлению в поле политики. Изучение строится на принципах исторического институционализма и методе бинарного анализа. Институционализация российской НШ проходит в условиях сложного переплетения идей и действий акторов ЯТР, их противоречивого коммуникативного взаимодействия, зависимости от советской парадигмы национального образования и текущей языковой политики. Интересы этнических групп, политических элит регионального и федерального уровней, общественных объединений простимулировали организационное оформление и нормативное закрепление НШ в 1990-е годы. Заложенная в это время интенция к имитации права на язык обучения, отсутствие реальной, массовой его поддержки со стороны лидеров мнения, ценностное (в традиционалистском смысле) понимание национального языка стали в последующие годы “ловушками” для НШ. Федеральный центр, следуя по “тропе зависимости” от необходимости позиционирования страны как многоязычной, предоставления права обучения на родном языке, одновременно выдвигает рассогласованные, декларативные идеи и постепенно ужимает возможности НШ. Региональные элиты сохраняют приверженность политике ее поддержки. В 2000-х годах они лавировали в коридоре возможностей, заданном федеральным центром, и тиражировали аксиологический подход к национальному языку. В ответ на запрос родительской общественности на инструментальную функциональность национальных языков республики объявляли о стремлении модернизировать НШ. Однако идея оказалась формальной и не оказала серьезного влияния на такие образовательные учреждения. Сложность институционализации НШ связана с инерцией их внутренней политики, основанной на понимании национальной культуры как сугубо сельской и на ее презентации в этнографических формах, что в равной степени характерно для республик и не отвечает интересам современных родителей и их детей.

Ключевые слова
национальная школа, институционализация, языковой территориальный режим, акторы, Татарстан, Саха (Якутия).


Список литературы

Арутюнова Е.М. 2019. Языковая ситуация в республике Саха (Якутия) в контексте языковых противоречий в школьном образовании. ИНАБ. № 1. С. 50-61. https://doi.org/10.19181/inab.2019.1.4. EDN: AWRNSR.

Большаков А.Г., Фарукшин М.Х. 2022. Языковая ситуация в республиках Поволжья и Приуралья: основные тенденции изменений. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2, Языкознание. Т. 21. № 2. С. 123-135. https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2022.2.10. EDN: XFVMZY.

Борисова Н.В. 2016. Языковые территориальные режимы в этнических федерациях. Вестник Пермского университета. Политология. № 4. С. 94-115. EDN: XEPBSN.

Борисова Н.В. 2018. «Сила» территориальной автономии и языковая преференциальная политика в современном мире. Сравнительная политика. Т. 9. № 2. С. 62-82. https://doi.org/10.18611/2221-3279-2018-9-2-62-82. EDN: URVJYI.

Борисова Н.В. 2019. Языковая преференциальная политика и политика языка в этнических республиках России: представление базы данных. Вестник Пермского университета. Политология. Т. 13. № 3. С. 99-110. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2019-3-99-110. EDN: PZRWID.

Борисова У.С. 2006. Этнокультурное образование: историко-социологический анализ (на материалах Республики Саха (Якутия). Автореферат диссертации на соискание ученой степени д. Соц, н. Санкт-Петербург. EDN: ZNQPPP.

Васильева Р.И., Дегтярева М.Г., Иванова Н.И., Семенова Е.Н. 2013. Современная этноязыковая ситуация в Республике Саха (Якутия): социопсихолингвистический аспект. Новосибирск: Наука. EDN: RLEYOJ.

Гатауллина М.Х. 2001. Ведущие тенденции развития татарской национальной школы (1985-2000 гг.). Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Казань. EDN: NLZLQX.

Гибатдинов М.М., Муртазина Л.Р. 2013. Развитие системы образования татарского народа в постсоветский период. История татар с древнейших времен в 7 тт. Т. 7. Том VII. Татары и Татарстан в XX – начале XXI в. Казань: Институт истории АН РТ. С. 711-719.

Горячева М.А. 2016. Преподавание языков народов России в школе: социолингвистический аспект. Языковая политика в сфере образования: инструмент формирования общероссийской гражданской идентичности. Сборник докладов. М.: НФ Международных интеграционных технологий. С. 20-21.

Государственные языки Республики Татарстан: множественность измерений. 2015. Под ред. Г.Ф. Габдрахмановой, Л.В. Сагитовой. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, Артифакт.

Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. 1996. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. М.: Мысль. EDN: TITWVF.

Иванова Н.И. 2012. Современное коммуникационное пространство русского языка в Республике Саха (Якутия): социопсихолингвистический аспект. Новосибирск: Наука. EDN: RLEZKR.

Иванова Н.И. 2017. Социолингвистические аспекты функционирования якутского языка в г. Якутске: цифры и факты. М.: ООО «Языки Народов Мира». EDN: ZHQHDB.

Игнатьева В.Б. 2010. Республика Саха (Якутия): кто поддержит модель современной школы. Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы. Под ред. В.В. Степанова. Вып. 1. М.: ИЭА РАН. С. 137-165. EDN: SGDLVZ.

Идентичность и консолидационный ресурс жителей республики Саха (Якутия). 2012. М.: Институт социологии РАН. EDN: PCYBON.

Исхакова З.А. 2002. Основные принципы языковой политики РТ. Язык и этнос на рубеж веков: Этносоциологические очерки об языковой ситуации в Республике Татарстан. Казань: Магариф. С. 6-41.

Кузьмин М.Н., Артеменко О.И. 2022. Организация образования в условиях полиэтничной России. https://rm.coe.int/CoERMPublicCommonSearchServices/DisplayDCTMContent?documentId=09000016806c4f5d

Матис В.И. 1997. Проблема национальной школы в поликультурном обществе. Барнаул: Изд-во БГУ.

Мухарямов Н.М. 2017. Политика языка и языковая политика. Идентичность: Личность, общество, политика. Энциклопедическое издание. Отв. ред. И.С. Семененко. М.: Весь мир. С. 677-684. EDN: PNIWQP.

Мухарямов Н.М. 2021a. Языковая политика и политика языка: к вопросу о «действующих лицах». Вестник Пермского университета. Политология. Т. 15. № 4. С. 5-15. https://doi.org/10.17072/2218-1067-2021-4-5-15. EDN: ATHNHL.

Мухарямов Н.М. 2021b. Режимы этноязыкового разнообразия. Этнические аспекты политических институтов и процессов. Под ред. О.И. Зазнаева, М.Х. Фарукшина. М., Берлин: Директ-Медиа. С. 342-385.

Мухарямова Л.М., Андреева А.Р. 2008. Феномен национальной школы в социологических ракурсах. Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та. EDN: QWUSFD.

Сморгунов Л.В. 2009. Сравнительная политология в поисках новых методологических ориентаций: значат ли что-либо идеи для объяснения политики? Полис. Политические исследования. № 1. С. 118-129. EDN: KYGUYZ.

Современная политическая наука: методология. 2019. Отв. ред. О.В. Гаман-Голутвина, А.И. Никитин. М.: Аспект Пресс. EDN: KKHCUZ.

Соколова Ф.Х. 2017. Языковая политика арктических регионов Российской Федерации в конце XX – начале XXI века. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. № 6. С. 37-50. https://doi.org/10.17238/issn2227-6564.2017.6.37. EDN: ZXFQRN.

Субдисциплины политической науки: учебное пособие. 2016. Под ред. С.П. Поцелуева, Т.А. Подшибякиной. Ч. 1. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет. EDN: WQHPTF.

Хилканова Э.В. 2020. Люди в языковой политике: теория и практика дискурсивного поворота в социолингвистике (на примере России и Западной Европы). Acta Linguistica Petropolitana. Т. 16. № 3. С. 756-815. https://doi.org/10.30842/alp2306573716324. EDN: TOBLCA.

Этнокультурное образование. Методы социальной ориентации российской школы. 2010. Под ред. В.В. Степанова. Вып. 1. М.: ИЭА РАН. EDN: QBKPCZ.

Языковая политика, конфликты и согласие. 2018. Отв. ред. С.В. Соколовский, Е.И. Филиппова. М.: ИЭА РАН. EDN: MHJMVN.

Януш О.Б., Мухарямов Н.М., Мухарямова Л.М. 2020. Языковая политика в теоретических контекстах неоинституционализма. Политическая лингвистика. № 6. С. 156-165. https://doi.org/10.26170/pl20-06-17. EDN: UHNXUH.

Cardinal, L., & Sonntag, S.K.  (Ed.). (2015). State traditions and language regimes. Montreal, Kingston: McGill Queen’s University Press.

Sonntag, S.K., & Cardinal, L. (2015). State traditions and language regimes: a historical institutionalism approach to language policy. European and Regional Studies, 8, 5-21. https://doi.org/10.1515/auseur-2015-0010 

Содержание номера № 3, 2023

Возможно, Вас заинтересуют:


Шкель С. Н.,
Бастионы традиции: этнический фактор и политические машины в регионах России. – Полис. Политические исследования. 2019. №1

Борисова Н. В., Филиппова Е. Ю.,
Политика языка в контексте электоральной борьбы в Каталонии (2006-2017). – Полис. Политические исследования. 2019. №3

Габдрахманова Г. Ф.,
Дискурсивное конструирование идентичности в Посланиях региональному парламенту. Кейс Республики Татарстан. – Полис. Политические исследования. 2021. №5

Гронская Н. Э.,
Виртуальное пространство языковой политики: конфликтность лингвистического сосуществования. – Полис. Политические исследования. 2004. №6

Бусыгина И. М.,
О состоянии немецкой нации (Территориальный фактор в национальном самосознании немцев) . – Полис. Политические исследования. 1999. №1



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
3 2015


Оганисьян Ю. С.
Великая Отечественная - неоконченная война?

 Полный текст
 

Архив номеров

   2024      2023      2022      2021   
   2020      2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991