Способность консьюмеризма абсорбировать антиконсьюмеристский идеологический контент


Ильин А. Н.,

кандидат философских наук, доцент кафедры практической психологии Омского государственного педагогического университета, ilin1983@yandex.ru

elibrary_id: 706688 |


DOI: 10.17976/jpps/2017.03.06
Правильная ссылка на статью:

Ильин А. Н. Способность консьюмеризма абсорбировать антиконсьюмеристский идеологический контент. – Полис. Политические исследования. 2017. № 3. С. 92-104. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.03.06


Аннотация

Культура потребления предполагает позиционирование субъекта перед другими людьми посредством вещей. Вещи несут в себе символическую значимость и выступают формой подчеркивания социального статуса своего обладателя. Мода, реклама и брендинг указывают на символический статус вещи. Культура потребления принципиально аполитична: ее широкое функционирование деполитизирует массовое сознание, что может быть выгодно политическим элитам. Потребителей интересуют прежде всего проблемы личного мира, им не свойственно консолидироваться против политического курса, для них не характерно стремление к реализации каких-либо политических проектов. В условиях капиталистического общества инфраструктура консьюмеризма проявляет способность абсорбировать антипотребительский дискурс так, что он служит ее целям: в процессе абсорбации антипотребительского идеологического контента в нем нейтрализуется содержательная глубина и радикальность и остается лишь оболочка, которая уже не противостоит капиталу, а используется им ради максимизации прибыли. Революционные символы капитализируются, превращаются в предметы моды и утрачивают революционный потенциал. Автор приводит примеры этой тенденции из сферы рекламы, кино, политики. Капитализм, абсорбируя антикапиталистический идеологический контент, находит новые сферы для максимизации прибыли. Он упрочивает потребительскую культуру и деполитизацию массового сознания, тенденцию сокращать интересующий людей мир до модных гаджетов и брендовых товаров.

Ключевые слова
реклама; общество потребления; бренд; антипотребительский идеологический контент; консьюмеризм.


Список литературы

Вотинцева Н.Н., Ильин А.Н. 2014. Культура потребления и реклама. Пермь: ПИЭФ. 132 с.

Гаман-Голутвина О.В. 2012. Метафизика элитных трансформаций в России. – Полис. Политические исследования. № 4. С. 23-40. Доступ: http://www.politstudies.ru/article/4586 (проверено 27.03.2017).

Жижек С. 1999. Возвышенный объект идеологии. М.: Художественный журнал. 236 с.

Зуляр Ю.А. 2007. Идеология и реклама. – Известия Иркутского государственного университета. Серия: политология, религиоведение. № 1. С. 150-164.

Ильин А.Н. 2014. Деконсолидация и деполитизация, характерные для общества потребления. – Социологический журнал. № 3. С. 101-115.

Ильин А.Н. 2015. Социальная атомизация и ослабление политической активности в условиях консюмеризма. – Знание. Понимание. Умение. № 5. С. 58-82.

Кагарлицкий Б.Ю. 2005. Марксизм: не рекомендовано для обучения. М.: Алгоритм, Эксмо. 480 с.

Кирчанов М.В. 2013. “Культура для взрослых” в контексте общества потребления: тенденции и перспективы трансформации. – Общество: философия, история, культура. № 4. С. 37-43.

Павлов А.В., Сидоркин С.А. 2007. Симпсоны как феномен идеологии и полити­ки. – Полис. Политические исследования. № 5. С. 81-91. DOI: https://doi.org/10.17976/ jpps/2007.05.07

Шиллер Г. 1980. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль. 326 с. 

Содержание номера № 3, 2017

Возможно, Вас заинтересуют:


Соловей В. Д.,
Бренд «Россия». – Полис. Политические исследования. 2009. №4

Мишанова Е. В.,
Проблема операционализации идеологического поля в контент-аналитических исследованиях. – Полис. Политические исследования. 2010. №3

Третьяков В. Т.,
Будущий виртуальный коммунизм и гипновидение: о массовом телевидении и массовой политике . – Полис. Политические исследования. 2014. №4

Пшизова С. Н.,
От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консьюмеризм в сравнительной перспективе. Часть II. – Полис. Политические исследования. 2009. №2

Ржешевский Г. А.,
Демократия: миф, реальность или раскрученный бренд?. – Полис. Политические исследования. 2008. №5



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

 

Архив номеров

   2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991