Инсценирование политической реальности


Сорокина В. С.,

аспирантка кафедры международной журналистики, МГИМО МИД России, vero-nika-vika@mail.ru



DOI: 10.17976/jpps/2019.06.11
Рубрика: DIXI!

Правильная ссылка на статью:

Сорокина В. С. Инсценирование политической реальности. – Полис. Политические исследования. 2019. № 6. С. 145-158. https://doi.org/10.17976/jpps/2019.06.11



   Купить электронную версию статьи в Полисмаге
Аннотация

Термин “инсценирование”, возникший в 1820-1830-х годах в рамках театрального лексикона, приобрел особое значение с появлением новых медиа, имеющих такие особенности, как цифровой формат, интерактивность и мультимедийность. Сегодня это понятие отражает вторжение принципов театральности как в информационную повседневность каждого человека, так и в глобальные политические процессы. Пользуясь методологией, разработанной классиками политической социологии и коммуникологии (Ж. Бодрийяр, Ю. Хабермас, М. Маклюэн) и современными исследователями (Э. Фишер-Лихте, Т. Мейер, К. Шиха), автор показывает, как в результате инсценирования размываются границы между реальным и представляемым, что впоследствии может применяться в целях манипулирования общественным мнением. В статье рассматриваются различные аспекты феномена инсценирования и его особенности на современном этапе, а также анализируются процессы, создающие условия для популяризации и повсеместного использования инсценирования. Автор приходит к выводу, что на фоне роста иррациональности и неопределенности в постнеклассическом обществе и усиления роли масс в формировании информационной повестки именно они, а не отдельные акторы и правящие элиты, выступают основным “заказчиком” инсценируемой реальности, а затем и ее потребителем. При этом нивелировать негативные последствия инсценирования становится все сложнее, поскольку оно не имеет единого источника и не может контролироваться.

Ключевые слова
инсценирование, символическая политика, политическая реальность, информационное пространство, СМИ.


   Купить электронную версию статьи в Полисмаге
Список литературы

Аронсон Э., Пратканис Э.Р. 2003. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК.

Бауман З. 2008. Текучая современность. СПб.: Питер.

Бергер П., Лукман Т. 1995. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медум; Academia Центр.

Бодрийяр Ж. 2015. Симуляция и симулякры. М.: ПОСТУМ.

Бодрийяр Ж. 2016. Дух терроризма. Войны в заливе не было. М.: Рипол Классик.

Кравченко С.А., Подберёзкин А.И. 2016. Cоциальные сети как качественно новый фактор системной безопасности России в XXI веке. – Вестник МГИМО-Университета. Т. 51. № 6. С. 14-23.

Маклюэн М. 2003. Понимание медиа: Внешние расширения человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле.

Символическая политика. 2012. Отв. ред.: Малинова О.Ю. Вып. 1: Конструирование представлений о прошлом как властный ресурс. М.

Чугров С.В. 2017. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии? – Полис. Политические исследования. № 2. С. 42-59. https://doi.org/10.17976/jpps/2017.02.04

 

Alexander J.C. 2003. The Meanings of Social Life: A Cultural Sociology. Oxford: Oxford University Press.  

Beck U. 2010. World at Risk. Cambridge: Polity Press.

Burke P. 1993. Ludwig XIV. Die Inszenierung des Sonnenkonigs. Berlin: Wagenbach.

Castells M. 2010. The Rise of the Network Society. 2nd ed. Oxford: Wiley-Blackwell.

Dorner A. 2001. Politainment. Politik in der medialen Erlebnisgesellschaft. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag.

Edelman M. 1976. Politik als Ritual. Die symbolische Funktion staatlicher Institutionen und politischen Handelns. Frankfurt am Main: Campus Verlag.

Entman R. 1993. Framing: Towards a Clarification of a Fractured Paradigm. – Journal of Communication. Vol. 43. No. 3. P. 51-58.

Fischer-Lichte E. 1998. Inszenierung und Theatralitat. – Willems H., Jurga M. (Hg.) Inszenierungsgesellschaft. Opladen: VS Verlag fur Sozialwissenschaften. S. 81-90.

Fischer-Lichte E. 2000. Theatralitat und Inszenierung. – Fischer-Lichte E. (Hg.) Inszenierung von Theatralitat. Tubingen: Francke. S.11-23. https://doi.org/10.1007/978-3-322-89797-8_3

Hoffmann J. Sarcinelli U. 1999. Politische Wirkungen der Medien. – Wilke J. (Hg.) Mediengeschichte der Bundesrepublik Deutschland. Koln: Bohlau Verlag. S. 720-751.

Kaase M. 1998. Demokratisches System und die Mediatisierung von Politik. Seite 22 bis 51. – Sarcinelli U. (Hg.) Politikvermittlung und Demokratie in der Mediengesellschaft. Bonn: VS Verlag fur Sozialwissenschaften. S. 22-51.

Kuhn F. 2000. Inszenierung und Glaubwuerdigkeit. – Siller P., Pitz G. (Hg.) Politik als Inszenierung. Zur Asthetik des Politischen in Medienzeitalter. Baden-Baden: Nomos-Verlag. S. 94-95.

Leutheusser-Schnarrenberger S. 2012. Die Macht der Medien ist kein Selbstzweck. – Hestermann T. (Hg.) Von Lichtgestalten und Dunkelmannern. Wiesbaden: VS Verlag fur Sozialwissenschaften. S. 7-9. https://doi.org/10.1007/978-3-531-18991-8_1

Meyer T. 2000a. Angemessenheitsbedingungen fur die mediale Inszenierung des Politischen. – Schicha C., Brosda C. (Hg.) Medienethik zwischen Theorie und Praxis. Munster: LIT. S. 167-172.

Meyer T. 2000b. Die Theatralitat der Politik. – Siller P., Pitz. G. (Hg.) Politik als Inszenierung. Zur Asthetik des Politischen in Medienzeitalter. Baden-Baden: Nomos-Verlag. S. 117-122.

Meyer T. 2001. Mediokratie. Die Kolonisierung der Politik durch die Medien. Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag.

Meyer T., Ontrup R., Schicha C. 2000. Die Inszenierung des politischen Welt-Bildes. Politikinszenierungen zwischen medialem und politischem Eigenwert. – Fischer-Lichte E., Pf lug I. (Hg.) Inzenierung von Authentizitat. Tubingen: Francke. S. 183-208.

Schicha C. 2000. Offentlichkeit unter Medienbedingungen. – Schicha C., Brosda C. (Hg.) Medienethik zwischen Theorie und Praxis. Munster: LIT. S. 173-194.

Schicha C., Brosda C. 2002. Politikvermittlung in Unterhaltungsformaten. Medieninszenierungen zwischen Popularitat und Populismus. Munster: LIT. 264 S. https://doi.org/10.1007/s11616-003-0128-z

Schicha C. 2003. Die Theatralitat der politischen Kommunikation, Medieninszenierungen am Beispiel des Bundestagswahlkampfes 2002. Munster: LIT.

Schicha C., Ontrup R. 1999. Medieninszenierungen im Wandel. Interdisziplinare Zugange. Munster: LIT.

 

Содержание номера № 6, 2019

Возможно, Вас заинтересуют:


Моисеев Н. Н.,
Информационное общество: возможности и реальность . – Полис. Политические исследования. 1993. №3

Поцелуев С. П.,
Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме.. – Полис. Политические исследования. 1999. №5

Шевченко А. В.,
Человек политический против человека информационного. – Полис. Политические исследования. 2009. №5

Беспалов С. В.,
Перспективы реализации геополитических интересов России на постсоветском пространстве. – Полис. Политические исследования. 2011. №2

От редакции ,
РУКОПИСИ НЕ ГОРЯТ! (ВВЕДЕНИЕ В РУБРИКУ “СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА”). – Полис. Политические исследования. 2015. №4



Комментарии к этой странице:

 

Рекомендуем статью

   

Рекомендуем статью



Полис. Политические исследования
5 2016


Андреев А. Л.
“Мягкая сила”: аранжировка смыслов в российском исполнении

 Текст статьи
 

Архив номеров

   2019      2018      2017      2016   
   2015      2014      2013      2012      2011   
   2010      2009      2008      2007      2006   
   2005      2004      2003      2002      2001   
   2000      1999      1998      1997      1996   
   1995      1994      1993      1992      1991